Электронные паспорта в России: подробности

По данным средств массовой информации, россиян переведут на биометрические электронные паспорта уже с 2021 года. Что из себя представляют электронные паспорта в России? Какие документы они будут в себе содержать? Какие средства защиты от утечки персональных данных будут применяться? Постараемся ответить на эти вопросы в данной статье.

Электронный паспорт – это пластиковая карта со специальным чипом, на который записано сразу несколько важнейших документов гражданина. Это прежде всего сам паспорт, водительские права, ИНН и СНИЛС. Такой паспорт открывает доступ ко всем возможным госуслугам и реестрам. А чтобы не было путаницы в документах, власти сейчас активно работают над созданием единого реестра данных о всех жителях нашей страны.

Введение электронных паспортов на территории Российской Федерации обойдется властям в немалую копеечку. Согласно данным предварительных подсчетов, расходы на электронные паспорта оцениваются в 114,4 миллиардов рублей. По словам вице-премьера России Максима Акимова, переход будет осуществляться постепенно до 2024 года. Причем затраты на создание электронных паспортов власти возместят посредством госпошлины за их выдачу. Первый «пластик», согласно планам правительства, должен появиться у граждан уже в 2021 году.

Впрочем, перейти с бумажного паспорта на электронный власти собирались еще в 2013 году. Однако тогда общественность, согласно опросам, относилась к такому процессу более неодобрительно, нежели сегодня. По данным ВЦИОМ, получение электронных паспортов больше всего заинтересовало молодых людей до 30 лет. Тем не менее, большая часть россиян пока не доверяет в полной мере новому документу – их тревожит возможность передачи персональных данных с электронного паспорта третьим лицам.

Но этот вопрос уже решен – власти будут планомерно вводить электронные документы. Уже к концу 2023 года в России появится необходимая инфраструктура для введения так называемого «цифрового профиля» — единой информационной платформы, обеспечивающей взаимообмен информацией между гражданами, государством и различными ведомствами. Эта структура будет реализована в рамках национальной программы «Цифровая экономика», исполнителями которой назначены Банк России, Минкомсвязь, ПАО «Ростелеком» и Аналитический центр при Правительстве РФ. Новая база данных в перспективе объединит информацию об имуществе, наличии кредитов, работе, семейном положении, ведении бизнеса и прочих данных гражданина.

Отсрочка внедрения электронных паспортов во многом связана и с разработками необходимых мер их защиты. Прежде всего это защитные покрытия пластика, чипа и многочисленные электронные средства защиты.

Как будет выглядеть электронный паспорт?

Размер будущего электронного паспорта будет значительно меньше бумажного – до величины обычной пластиковой карты. Причем фотографий на нем будет несколько – одна в натуральном виде на самой карте, а другие разместятся в чипе. Это будут фотографии лица, сканы отпечатков пальцев и микрофотографии радужной оболочки глаза (биометрия). Кроме того, на электронном паспорте разместят цифровую подпись и специальный код доступа к базам данных. На этом же чипе разместят все необходимые данные о человеке, равно как и его основные документы.

Согласно законопроекту, срок действия такого паспорта – 10 лет. Его выдача будет осуществляться уполномоченными органами миграционной службы и МВД. Причем выдача паспорта будет осуществляться как по месту жительства, так и по месту пребывания. Изменились и сроки выдачи нового электронного паспорта (при утере или порче старого) – 10 рабочих дней.

биометрические электронные

Биометрические электронные паспорта – какие у них функции?

1. Функции стандартного российского паспорта;
2. Оплата проезда в общественном транспорте;
3. Оплата услуг в медицинских учреждениях;
4. Регистрация по месту жительства (в том числе и онлайн);
5. Получение информации о водительском удостоверении и пенсионной страховке (идентификация этих документов на едином чипе);
6. Идентификация владельца паспорта в любых системах;
7. Регистрация любого юридического лица и его идентификация;
8. Голосование на референдумах и выборах;
9. Оплата коммунальных и любых иных услуг, кредитов;
10. Открытие банковских счетов онлайн.

Какие документы потребуются для получения электронного паспорта?

Биометрические электронные паспорта оформляются при наличии следующих документов:
1. СНИЛС
2. ИНН
3. Заявление
4. Свидетельство о рождении
5. Стандартное цветное фото
6. Свидетельство о заключении или расторжении брака (если есть)
7. Военный билет (для мужчин)

Несмотря на то, что законопроект о введении биометрических электронных паспортов уже существует, пока что нет ни одного нормативного правового акта, который бы утверждал обязанность гражданина переходить на новые электронные паспорта.

поделиться