В российском правительстве и в Государственной Думе РФ продолжается обсуждение возможности введения в стране четырехдневной недели. Напомним, что тему поднял в октябре прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев, высказавший идею сокращения количества трудовых будней и поручивший Минтруда изучить плюсы и минусы такого графика.
Доклад был подготовлен, однако от прямого ответа на вопрос о целесообразности введения в России четырехдневки Минтруд ушел и ограничился выводом, что «данный вопрос требует дальнейшего изучения».
Тем не менее, пробный шар был запущен и пошла цепная реакция обсуждений данной темы. Свои мнения высказывают эксперты, политики, и простые граждане в соцсетях.
Новый импульс полемике придали ограничения, связанные с пандемией коронавируса, которые стали вводиться по всей стране с конца марта 2020 года. Глава комитета Госдумы по труду и соцполитике Ярослав Нилов (ЛДПР) заявил, что пандемия коронавируса может послужить началом на пути к установлению четырехдневной рабочей недели в России. Он назвал эпидемию и переход на удаленную работу небольшим шагом к пересмотру рабочих графиков россиян.
Свое мнение в интервью ТАСС высказал проректор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. Он заявил, что введение четырехдневной рабочей недели может повлечь за собой снижение доходов россиян. По мнению специалиста, в нынешних условиях уменьшение числа рабочих дней приведет не только к падению зарплат, но и к снижению производительности труда. Он также отметил, что четырехдневная рабочая неделя негативно повлияет на конкурентоспособность российской экономики.
В случае сокращения числа рабочих дней основной проблемой станет повышение интенсивности труда — так считает профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Александр Щербаков. Россиянам, возможно, придется работать по десять часов в день. По его словам, это увеличит профессиональную и общую заболеваемость, что сформирует предпосылки к новым эпидемическим заболеваниям.
В докладе, разработанном специалистами Минтруда для премьер-министра говорится о том, что среди минусов введения «четырехдневки» – повышение издержек на рабочую силу и себестоимость продукции. Положительными последствиями в ведомстве считают повышение эффективности труда, трудоспособности, возможность профессионального и личностного развития. При этом министерство напомнило, что Трудовой кодекс и сейчас позволяет устанавливать гибкий режим на предприятиях.
«Пока обсуждение выглядит бессодержательным. Проблема толком не поставлена. Идея введения четырехдневной рабочей недели подкинута, но без ответа на важный вопрос: а какая продолжительность рабочей недели в часах? Если останется 40 часов, то люди будут работать по 10 часов. С таким графиком производительность труда точно не увеличить», – комментирует экс-замминистра труда и занятости населения Павел Кудюкин.
С другой стороны, если государство действительно хочет увеличить производительность труда, то будет достаточно сократить рабочие часы в день, как это сделали в начале 2000-х годов во Франции.
Пока идея обсуждается, и до практических шагов в виде правительственного постановления ситуация дойдет не скоро, если вообще дойдет. Можно быть уверенным, что для кассирши в «Пятерочке» или для рабочего на какой-нибудь стройке «четырехдневка» не покажется благом, ведь тогда реально упадут доходы людей. И это самый главный минус предложения российского премьера. Любой человек согласится работать меньше, но лишь с тем условием, чтобы его доходы оставались прежними, а еще лучше — чтобы они увеличились.
А каково ваше мнение, уважаемые читатели «Левенцовки»?
Если бы зарплату увеличили нам тогда и рабочую неделю не надо урезать
Все конечно согласились бы если бы работать 4 дня в неделю при такой же зарплате как счас или можно и поднять, с учетом ежегодной инфляции. Тогда все за , а так нет