25 июля День сотрудника органов следствия Российской Федерации
Сегодня свой профессиональный праздник отмечают следователи. Это те люди, кто находит верную ниточку в клубке запутанных преступлений, изобличают и отправляют за решетку жестоких убийц. Один из них – следователь по особо важным делам Следственного управления Следственного комитета России по Ростовской области Михаил Васильевич Яценко.
В УСЛОВИЯХ НЕОЧЕВИДНОСТИ
На счету следователя Яценко – сотни раскрытых и расследованных дел, в том числе и очень резонансные, например дело о похищении и убийстве 13-летнего Лени Тирацуяна. Но выделил Михаил Васильевич для рассказа о специфике следовательской работы с виду рядовое дело о том, как было раскрыто обычное бытовое убийство – в условиях полной неочевидности.
30 ноября 1992 года в роще возле стадиона СКА был обнаружен прикопанный неглубоко в земле труп неизвестного мужчины 20-35 лет. Прошло достаточно много времени для того, чтобы гнилостные изменения затруднили идентификацию его личности. Обувь и верхняя одежда на трупе отсутствовали. По заключению судмедэкспертизы смерть наступила в результате повреждения костей черепа в височной и теменной областях. Иными словами, бедолаге чем-то тяжелым размозжили голову.
– Уголовное дело было возбуждено по статье 102 на тот момент действующего Уголовного кодекса – «Убийство». Я работал в должности следователя прокуратуры Ростова-на-Дону и принял его к производству, – рассказал М.В. Яценко.
Все шло как положено: совместно с сотрудниками отделения уголовного розыска Ворошиловского ОВД был составлен план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, назначена проверка всех без вести пропавших лиц в период трех месяцев до обнаружения трупа. И вот тут для следствия начались «условия неочевидности».
Сотрудники ОУР сообщили, что назначенная мною проверка проведена, но не дала результата. Судмедэксперт назвал лишь примерное время смерти – от одного до двух месяцев. Мало что дал и осмотр места обнаружения трупа. Ситуация могла показаться тупиковой, но нашлись ходы, которые помогли найти верную ниточку к раскрытию преступления.
О СЕРОЙ МЯСНОЙ МУХЕ
Следователь Яценко лично присутствовал при вскрытии и судебно-медицинском исследовании трупа. По его настоянию были изъяты образцы содержимого желудка убитого мужчины. И еще кое-то интересное заметил следователь: это подвижные личинки мух – опарыши, в разлагающейся плоти. Откуда они взялись в начале зимы? И не поможет ли это пролить свет на обстоятельства совершения жестокого преступления?
– В ходе расследования этого дела была проведена не совсем обычная энтомологическая экспертиза, заключение которой явилось одним из основных доказательств. Изъятые личинки мух я направил в облСЭС на исследование их специалистами. Одновременно из Ростовского Гидрометеоцентра были предоставлены сведения о погодных условиях в ноябре-декабре 1992 года. Когда эксперты облСЭС сделали вывод о возрасте личинок, он точно соответствовал периоду солнечных дней в первой неделе ноября. Так было установлено точное время убийства, – рассказал М.В. Яценко.
Эксперты также установили вид мух, которые отложили свои личинки на трупе. Это серая мясная муха, которая является живородящей и размножается на открытом пространстве. Из этого следователь сделал вывод, что труп был закопан в землю не сразу, а некоторое время пролежал на открытом воздухе. Это был первый серьезный шаг в расследовании преступления.
ЛЕНИВЫЕ ОПЕРА
Следователь Яценко не стал надеяться на добросовестность оперов из Ворошиловского ОВД, а сам затребовал из УВД Ростова сведения о пропавших без вести мужчинах, тем более, что дата гибели неизвестного была установлена довольно точно. И сразу обратил внимание на заявление от 5 ноября об исчезновении жителя Ворошиловского района по фамилии Олейник.
– Оперативники уверяли меня, что Олейник отработан в числе самых первых, что есть сведения возвращении его домой. Но я вызвал на беседу мать этого парня, которая написала заявления. Оказалось, что ее сын пропал и до сих пор не вернулся. Выяснилось, что вместе с сыном из квартиры пропали ценные вещи, в числе которых золотые украшения, магнитофон с колонками, хрусталь, сервизы и даже постельное белье. Беседовавшие с женщиной опера намекнули, что ее сын, не отличавшийся примерным поведением, мог сам похитить из дома это имущество. Тогда матери придется писать на него заявление и его могут посадить. Поэтому мать ждала возвращения сыночка и на что-то надеялась, а его труп в это время потихонечку сгнивал в роще за стадионом СКА. Между тем материалы по заявлению Олейник о краже были списаны в райотделе, и решения по ним не принималось, – рассказал М.В. Яценко.
Следователь организовал повторный осмотр квартиры Олейник. Были изъяты лежавшие на балконе бутылки (на них могли оставаться отпечатки пальцев), а также шарф, не принадлежавший убитому. Был составлен подробный список похищенного имущества, к материалам дела был приобщен даже паспорт на магнитофон.
РОКОВАЯ ПЬЯНКА
Когда личность убитого была установлена, расследование пошло легче. Мать вспомнила, что накануне того дня, когда пропал сын, она застала его распивающего спиртные напитки с двумя незнакомыми парнями. Женщина работала посуточно, и когда уходила на работу, гости еще пировали у них дома. А когда вернулась, в квартире никого не застала. Пропали и ценные вещи.
Мать убитого Олейника обладала хорошей памятью и подробно описала внешность двух парней и упоминавшиеся в разговоре имена – Алексей и Александр. Запомнила она и то, что один из них, по разговорам, работал учеником слесаря на заводе СИиТО, а второй – в кооперативе на участках возле БСМП-2.
Здесь в дело включились провинившиеся опера Ворошиловского угрозыска. Стремясь загладить свой «косяк», связанный с незаконным списанием заявления потерпевшей Олейник, они буквально землю рыли, выполняя поручения следователя. И вскоре, через отдел кадров завода СИиТО был установлен один из участников той попойки – некий Алексей Васененков. Его безоговорочно опознала мать Олейника, и Леше пришлось колоться. Он назвал третьего собутыльника – Александра Иноземцева.
Вскоре и он сидел в кабинете следователя и давал показания о том, что именно произошло в тот день.
УДАР АККУМУЛЯТОРОМ
Оказалось, что когда спиртное было выпито, собутыльники пошли в гости к ранее судимому Шевченко, который проживал на улице Казахской. Там пьянка продолжилась, и переросла в драку. Сильно пьяного Олейника ударили, он свалился и крепко уснул.
Иноземцев обшарил карманы спавшего приятеля, вытащил бумажник и ключи от квартиры. Собутыльники припомнили, что дома у Олейника имеются ценные вещи, а его мать на работе. Навестив квартиру, они вынесли ценности. А чтобы не оставлять свидетеля, Олейника решила убить.
Плохо что соображавшего мужчину вывели за руки в рощу у стадиона, повалили на землю, избили. Иноземцев подобрал валявшийся неподалеку автомобильный аккумулятор, и несколько раз с силой опустил его на голову лежавшего человека, размозжив бедолаге черепную коробку. Прежде, чем засыпать труп листьями, с убитого человека сняли джинсовые брюки – тоже немалую ценность в начале 90-х.
Через две недели после убийства, выгуливая в роще свою собаку, Шевченко навестил место преступления и увидел, что тело Олейника выглядывает из-под листвы. Он вызвал Иноземцева, вдвоем они вырыли неглубокую яму и закопали труп убитого.
И еще примечательный штрих к расследованию этого дела. В протоколе первичного осмотра, составленном дежурным следователем, не было зафиксировано наличие на месте преступления орудия убийства – аккумулятора. Оказалось, что следователь составлял протокол, сидя на том самом аккумуляторе (подстелив газету), который являлся орудием убийства, и не заметил его. Вот такие случаются казусы, если не уделять должного внимания тщательному осмотру места происшествия и фиксации всех предметов – делает вывод следователь М.В. Яценко.
В ходе расследования были найдены и возвращены владелице практически все похищенные вещи, даже магнитофон, который Иноземцев успел продать водителю междугороднего автобуса на Главном автовокзале. Приговорим Ростовского областного суда все обвиняемые были осуждены к длительным срокам лишения свободы.
– В деле следствия не бывает мелочей. И порой незначительная зацепка может стать серьезной уликой и вывести расследование на прямой путь. Я хочу поздравить всех моих коллег с профессиональным праздником и пожелать успехов в нашей непростой, и такой ответственной работе, – говорит следователь по особо важным делам Следственного управления Следственного комитета России по Ростовской области Михаил Васильевич Яценко.
На снимке: следователь М.В. Яценко (в центре) осматривает место одного из «громких» убийств.
Прям как кино посмотрела очень интересная статья, спасибо. Очень хотелось бы чтоб и с час полиция также активно работала и раскрывала преступления.А то такое впечатление что они работают только в кино.
Спасибо за отзыв, Паулина. Только замечу, что Михаил Васильевич никогда не работал в милиции-полиции. Он был следователем – сначала прокуратуры, а затем следственного комитета. 🙂