VI Всемирный конгресс казаков не состоится

VI Всемирный конгресс казаков, который должен был пройти с 29 августа по 2 сентября 2020 года в рамках празднования 450-летия служения донских казаков, не состоится из-за эпидобстановки, сообщил в эфире программы «О главном» регионального телеканала «Дон 24» губернатор Ростовской области Василий Голубев.

ШЕСТОГО НЕ БУДЕТ!

Мероприятие замышлялось грандиозное. На празднование 450-летия служения казаков и проведение съезда в Новочеркасске из областного бюджета было выделено свыше 220 млн рублей. В столицу донского казачества должны были съехаться не менее 5 тыс гостей и 400 делегатов из России и зарубежных стран. В нем должны были принять участие представители 11 казачьих войск России. Ожидалось прибытие представителей казачьих организаций зарубежья. В Ростовской области было запланировано 1,5 тыс. различных мероприятий, связанных с казачеством и его историей – в сфере образования, воспитания молодежи, культуры, искусства и спорта.

Всемирные Конгрессы казаков имеют не столь далекую историю. С возрождением казачества России в 1990-х годах казачьи объединения стали налаживать связи с казачьими общинами в странах СНГ и дальнего зарубежья. Возникла потребность укрепления духовного и информационного единства казаков, выработки и публичного выражения единого мнения по различным вопросам.

Первый Конгресс состоялся 25-27 августа 2003 г., в год празднования 250-летия со дня рождения донского атамана, генерала от кавалерии, героя Отечественной Войны 1812 г. графа М.И. Платова. Присутствовал 451 делегат. На Конгрессе поднимались вопросы объединения казаков, сохранения исторической памяти.

В работе Второго конгресса, прошедшего в сентябре 2005 г., в год 200-летия г. Новочеркасска, участвовали более 300 казаков из стран ближнего и дальнего зарубежья. На повестке дня снова вставали вопросы объединения российских казаков. участники Конгресса выразили идею создания казачьей партии, которая могла бы отстаивать интересы казачества в органах власти. В Новочеркасске был торжественно открыт памятник «Примирение и согласие», посвященный казакам разных политических взглядов, павшим в годы Гражданской войны. Церемонию посетили потомки «белых» казаков, приехавшие из США, Канады, Германии и Франции.

Третий Всемирный конгресс с участием уже более 500 делегатов прошел в октябре 2008 года. Четвертый — в 2012 году, пятый — в 2015-м. Проведение шестого конгресса таким образом откладывается на неопределенный срок.

Между тем, практически каждый из Конгрессов сопровождался спорами и конфликтами. Многие участники (особенно зарубежные) заявляли о том, что главные вопросы, волнующие казачество, обсуждались кулуарно, а для гостей была уготована только «парадная» часть: стояние в строю, марш и молитва.

Споры вызывала и система квот для участников конгресса. Дело даже не в том, что для тех, приглашенных, кто приезжал издалека, оплачивали из областного бюджета часть расходов на дорогу и проживание. Только «квотированные» гости имели доступ на главное мероприятие – сам конгресс, который проходил в Казачьем драматическом театре.

Постоянно бросалось в глаза и отсутствие на Конгрессе «нереестровых» казаков (а их большинство на Дону). Из года в год большой сход казаков все больше становился похожим на обычный официоз, организованный чиновниками от казачества.

СОСЛОВИЕ ИЛИ НАРОД?

Какие же темы сегодня волнуют казачество и активно обсуждаются?

Народ – или сословие? При обсуждении этой темы сломано много копий. Если казаки являются народом, тогда появляются юридические основания требовать реабилитации всего казачества, как жертвы политических репрессий со стороны советской власти.

Тогда появится повод для возбуждения уголовных дел в отношении тех, кто убивал казаков, отдавал приказы сжигать станицы. Будут названы конкретные имена, рассекречены многие документы. Будет сдвинут большой пласт нашей истории. Но нынешняя российская власть вовсе не готова на столь радикальный шаг, что ярко продемонстрировали все пять Конгрессов. Прежде всего потому, что тогда возникнет юридическое право реституции и встанет вопрос возвращения отобранных у казаков земель.

Если казачество является народом, тогда станичники могут подать в суд на устроителей шутовских «приемов в казаки», с разрубанием кочана капусты и выпивания чарки водки, что практикуется во многих ростовских ресторанах — и особенно на левом берегу Дона.

Еще одна тенденция, выявившаяся в последние годы. В среде казачества наблюдается расслоение на «родовых» и «пришлых». Те, кто ведет свою родословную от коренных донцов, терцев или кубанцев, даже поговаривают о создании своей этнической общественной организации, в которой будут состоять те, кто докажет свое казачье происхождение. И это тоже один из острых вопросов, волнующих казаков. Одним из таких «этнических» и политически активных казаков был Дмитрий Ленивов, трагически погибший при не до конца выясненных обстоятельствах несколько лет назад.

Признание незаконной выдачи Советскому Союзу казаков, воевавших в составе армий вермахта, которое имело место в Лиенце в 1945 году. Возвращение на Дон архива Донского правительства, который был передан СССР в 1947 году Чехословакией, и сейчас хранится в Москве.

Опять же земельный вопрос: имеют ли право потомки казаков-эмигрантов на земельные участки, отобранные у них советской властью? Именно эти вопросы занимают казаков, которые приезжали из США, Канады, Австралии, Германии, Франции, Украины, Белоруссии, из различных регионов России. Но ответа в Новочеркасске они до сих пор не получили.

В свою очередь и к казакам имеются вопросы, особенно со стороны священнослужителей. Во время пятого Конгресса, на заседании «круглого стола», посвященного взаимодействию казачества и церкви, митрополит Кирилл прямо назвал «бандитскими» многие общественные организации, которые сейчас работают под «вывеской» казачества. По словам митрополита, они занимаются бизнесом, и вовсе не хотят идти под окормление православной церкви.

Но и казаки упрекают церковь в излишнем сращивании с государством, в том, что это сказывается на отношении ко многим казачьим деятелям. Так, к примеру, невозможно заказать церковную панихиду по таким известным фигурам, как атаманы Каледин или Краснов. Первый самоубийца, а второй военный преступник. Государственными преступниками, с точки зрения церкви, до сих пор являются такие известные казаки как Степан Разин, Кондратий Булавин и Емельян Пугачев. С этим не согласны многие станичники…

КОНГРЕСС УЕДЕТ НА КУБАНЬ?

Отмена Всемирного Конгресса на Дону — это тревожный звоночек для донских казаков. В прошлом году на федеральном ровне было создано Всероссийское казачье общество, которое возглавил (указом президента РФ) войсковой атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда. А ведь Николай Александрович не раз предлагал перенести проведение Всемирных казачьих Конгрессов с Дона на Кубань. Мол, здесь и казаки активнее, и больше делается для общего блага казачества.

Теперь, когда Всевеликое войско Донское оказалось в структурном подчинении у Всероссийского казачьего общества, перенос Конгресса подальше от Новочеркасска и Дона стал чисто техническим вопросом. Тем более, что VI Конгресс не состоялся. Хотя и по уважительной причние, но все-таки…

В. Арсентьев.

поделиться

4 комментариев к записи “VI Всемирный конгресс казаков не состоится

  1. Казаком нужно родится, а у нас в казаки принимают по желанию.Казак это нация нельзя принят в чеченцы или грузины. Это образ мышление и уклад жизни. Казаки свободный народ. В данное время когда все замешено на деньгах люди называют себя казаками, чтоб получить коммерческую выгоду (хоть горшком назови) лишь бы ,что то поиметь. Пришлые с центральной России ни когда в старые времена не были бы приняты в казаки.Все перепутали и перемешали все понятия

    1. Какая такая нация? Какой народ? К какой нации относятся потомки забайкальских казаков? Какой язык у уссурийских казаков? Что за бред вы тут пишете. На Дону нема коренных – всегда жили пришлые, даже скифы.

  2. Правильно сказал митрополит Кирилл прямо назвал «бандитскими» многие общественные организации, которые сейчас работают под «вывеской» казачества. По словам митрополита, они занимаются бизнесом, то есть получили крышу.

Добавить комментарий