На прошлой неделе в общественно-политической жизни России произошло странное, но вполне ожидаемое событие. Был отравлен Алексей Навальный – один из лидеров так называемой «несистемной оппозиции». Отравился сам или же с чьей-то помощью – история умалчивает. С учетом его сложной и провокационной политической деятельности, возможно скорее второе. Впрочем, когда жизнь человека висит на волоске от смерти, нет времени искать причину – борются со следствиями.
20 августа Навальный почувствовал себя плохо на борту самолета, летевшего маршрутом Томск-Москва. Пилот воздушного судна принял решение совершить экстренную посадку в Омске, где оппозиционного блогера и политика госпитализировали в местную БСМП-1. В больнице он был подключен к аппарату ИВЛ, так как уже впал в кому. Родня и друзья Навального (а также журналисты и сотрудники ФБК (на основании поправок к закону о СМИ №426-ФЗ, организация внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента)) неоднократно пытались узнать причину его состояния. Но ответы должностных лиц и лечащих врачей были довольно уклончивы, каждый день появлялись новые диагнозы. Навального не выпускали из клиники, ссылаясь на его тяжелое состояние и нетранспортабельность, а также на необходимость серьезного обследования. Только спустя несколько дней жене Алексея Навального Юлии было разрешено «взять на себя ответственность» за лечение мужа. Тогда же спутницей оппозиционера было высказано мнение, дескать врачи специально медлили, чтобы яд исчез из организма и его потом было тяжело определить.
Пока шли разбирательства, в Россию по инициативе немецкого фонда Cinema for Peace прилетел специальным рейсом самолет из Германии с врачами клиники «Шарите» и медицинским оборудованием. Он стоял несколько суток в омском аэропорту. До тех пор, пока не было дано разрешение на транспортировку больного. Известно, что рейс врачей из немецкой клиники был оплачен предпринимателем Борисом Зиминым.
Странная клиническая картина
Утром 22 августа Навального доставили спецрейсом в берлинску клинику «Шаритэ». А уже 24 августа немецкие врачи сделали официальное заявление: Алексей Навальный отравлен рядом неопределенных специфических веществ из группы ингибиторов холинэстеразы, которые при большых дозах имеют нервнопаралитическое действие. Как утверждают врачи немецкой клиники, для проведения анализов было задействовано несколько независимых лабораторий, была проведена полная клиническая диагностика, что дает им повод не сомневаться в оправданности столь громкого заявления.
Реакция главного токсиколога Сибирского ФО Александра Сабаева поступила незамедлительно. По его словам, у Алексея Навального не наблюдалось признаков отравления веществами из группы ингибиторов холинэстеразы. Главный анестезиолог-реаниматолог Минздрава профессор Игорь Молчанов и вовсе посчитал диагноз немецких врачей необоснованным. По его мнению, невозможно через пять суток после отравления выявить у пациента подобные вещества. В Министерстве здравоохранения Омской области подчеркнули, что за время наблюдения за больным было проведено множество исследований, в том числе и на реакции по ингибиторам. В целом, российскими врачами высказывались различные версии произошедшего – от случайного токсического отравления алкоголем в сочетании с лекарственными препаратами до последствий непродуманной диеты. Было высказано мнение, что причина столь быстрого ухудшения состояния Навального – нарушение обмена веществ, то есть углеводного баланса. Очевидно, что российские медики пытались отработать все возможные варианты, но не могли выявить основную причину ухудшения состояния.
Немецкие врачи подчеркивают, что Алексей Навальный по-прежнему находится в состоянии искусственной комы, но уже в стабильном состоянии. Это вынужденная мера, так как без медикаментозной комы велик риск отека головного мозга и других необратимых нарушений. В соответствии с текущим диагнозом оппозиционера лечат специальным антидотом атропин и пока все проходит успешно.
Сложный политический вопрос
Несмотря на то, что для большинства официальных российских СМИ Алексей Навальный является прежде всего персоной нон-грата, оппозиционным блогером и провокатором, аудитория его общественной поддержки достаточно велика. Это миллионы россиян, преимущественно молодых и активных. Поэтому любое серьезное злоключение, происходящее с ним, может восприниматься как вызов и подтверждение правильности его политического курса. Более того, для мировых демократических сил это может стать сигналом усиления санкционной политики и воздействия на Россию – дескать, нужно вмешаться в ситуацию.
Неудивительно, что российского оппозиционера встречали в Германии как политика высокого класса. Ему обеспечили повышенную безопасность как «гостю канцлера», выставили круглосуточные полицейские наряды вокруг клиники «Шаритэ», предоставили лучших врачей страны. По мнению международных экспертов, такой шаг можно рассматривать как очевидное политическое заявление в адрес официальной Москвы. Канцлер Ангела Меркель уже потребовала от Кремля прозрачности расследования отравления Алексея Навального.
Кто виноват и что делать?
Власти ряда западных стран уже обвиняют в отравлении Навального российские спецслужбы. Однако если это и так, то это совсем не в духе школы КГБ – мертвый популярный оппозиционер гораздо опаснее, нежели живой. Россия и так сегодня находится в сложном экономическом и внешнеполитическом положении, а в Хабаровске, Башкирии и Белоруссии нарастает протестная активность. Так еще и региональные выборы на носу. Негоже усугублять нестроения отравлением популярного оппозиционера. К тому же сам пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков озвучил намерение самого высокого содействия в лечении Алексея Навального, что намекает на лояльность власти.
Но подозрения в адрес Кремля возникают не на пустом месте. Аналитики вспоминают судьбы известных журналистов, общественных деятелей и бывших разведчиков, не согласных с официальной политикой Москвы. Это Юрий Щекочихин (смерть в 2003 году от неизвестного яда), Анна Политковская (была отравлена перед полетом в 2004 году, а в 2006 – застрелена), Владимир Кара-Мурза (отравление неустановленным веществом в 2015 и 2017 гг.), Петр Верзилов (отравление неустановленным веществом в 2018 году) и ряд других оппозиционных деятелей.
Впрочем, в случае с Навальным есть какая-то нестыковка. Даже самый неискушенный политолог или историк прекрасно понимает, что отравление популярного оппозиционера за три недели до выборов в регионах – очевидная диверсия, попытка создать нимб над его головой, наделение образом великого страдальца, преследуемого властью. В условиях эпидемиологического, политического и экономического кризисов это удар ниже пояса для Кремля.
Другая версия – это «сакральная жертва», которую приносят элиты, стоящие за представителями разного рода несистемной оппозиции. Дескать, для развития протестной активности и т.д. и т.п. Но это все пока всего лишь предположения. Когда человек лежит в коме, когда его судьба совсем недавно была на волоске от смерти, хочется абстрагироваться от политических дрязг и верить в то, что жизнь еще вполне себе молодого человека будет сохранена, а виновники отравления понесут наказание по всей строгости закона.
Дмитрий Керасов
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Я согласен с мнением автора в этом деле много не стыковок и противоречий. Я вспоминаю Ельцина на которого покушались и сбросили с моста, со временем все стало на свои места. В наше время пусть Бог простит меня люди из всего делают пиар и на всем зарабатывают деньги или бонусы.
Если бы все было более менее.немцы его бы не забирали. А родственники так не переживали
Время покажет кто прав , дай Бог чтоб мы смогли понять и узнать что творится в нашем мире, и кто достоин стоять у штурвала
Интересно, чего это немцы так беспокоятся о каком-то там блогере оппозиции в России. Похоже они своего “забрали”…отремонтируют и обратно забросят …воду опять мутить.
А был ли мальчик, не понятно было отравление или нет . И если было то с какой целью сделать героя из павшего бойца
Что то о нем перестали говорить , надеюсь пошел на поправку
Клиника «Шарите» опубликовала новый апдейт о состоянии Алексея Навального: состояние пациента продолжает улучшаться, активность холинэстеразы постепенно восстанавливается. Навальный остается в реанимации и на аппарате ИВЛ. Восстановление, вероятнее всего, будет долгим. Предсказать долгосрочные эффекты отравления пока трудно
Вчера сообщили в крови Навального немцы обнаружили остатки Отравляющего вещества НОВИЧЕК