Накануне Дня милиции в соседней Белоруссии. О протестах и не только

4 марта в соседней Белоруссии празднуется День милиции. Согласно историческим данным, 4 марта 1917 года приказом гражданского коменданта был назначен временный начальник милиции города Минска – Фрунзе Михаил Васильевич. Эта дата с тех пор считается Днём рождения белорусской милиции. Праздник утвержден официально указом Президента Белоруссии Александром Лукашенко. Это одна из наиболее значимых дат для соседней страны, но не является выходным днем.

Праздник милиции в Белоруссии обычно отмечается с некоторым размахом и большинство граждан одобряет его празднование. Но не в нынешнем году. После подавления многотысячных протестов, когда довольно приличная часть граждан в Белоруссии не согласилась с победой на выборах Александра Лукашенко, привычный задор немного поутих.

С чего начинались протесты

Напомню, 9 августа в Белоруссии прошли выборы президента, на которых победу одержал Александр Лукашенко. Официальные экзит-полы подсчитали, что переизбранный президент набрал около 80% голосов. По мнению ряда общественников и политических активистов, результаты голосования оказались сфальсифицированными. Возможным доказательством этому, по их мнению, стали массовые протесты, на которые, по оценкам наблюдателей, только в Минске вышло не менее 200 тысяч человек. Причем во время эпидемии коронавируса. Также общественники засчитали данные независимых экзит-полов, в опросах которых принимали участие не менее 100 тысяч человек – 72,1% голосов набрала соперница Лукашенко Светлана Тихановская.

Белорусские общественики уверены в том, что Александр Лукашенко накануне выборов решил нейтрализовать своих основных политических конкурентов – банкира Бабарико и журналиста Сергея Тихановского. Однако, по их мнению, он недооценил жену последнего – Светлану Тихановскую, которая сумела в кратчайшие сроки заручиться поддержкой оппозиции. Выдвижение последней также привело к новому явлению в белорусской политической жизни – феминизации общественных и политических инициатив, когда на вышедшую на митинг женщину рядовой белорусский милиционер не может сказать бранное слово и поднять руку. Впрочем, это явление, пусть и в меньшей степени, развито и в российском обществе, но сейчас речь о другом. О том, что подавив мужчин-конкурентов, Александр Лукашенко фактически поддержал белорусских женщин в стремлении чувствовать себя вовлеченными в политическую жизнь. И неудивительно, что за последние годы количество женщин-общественниц в Белоруссии значительно увеличилось. Последствия такой политики Александра Лукашенко привели к самому крупному политическому кризису в республике Беларусь за всю ее современную историю.

В начале августа, не дожидаясь окончательных результатов выборов, начались серии протестов против действующей власти в Белоруссии. 9 августа белорусская милиция начала проводить жесткие задержания с использованием специальных средств подавления: водометы, светошумовые гранаты, резиновые пули и даже слезоточивый газ. Не обошлось без жестких стычек демонстрантов с правоохранителями. Тогда, по данным белорусского МВД, в 33 городах страны было задержано несколько тысяч человек. В некоторых городах сотрудники ОМОНа отказались выполнять приказ и задерживать мирных демонстрантов. Так, например, в Кобрине и Бобруйске правоохранители снимали шлемы и опускали щиты в знак солидарности с народом.

Белорусский кризис

10 августа, сразу же после объявления официальных результатов, Светлана Тихановская заявила, что не признаёт итоги выборов. Однако чуть позже она призвала своих сторонников не выходить на площади и не противостоять милиции. Позже оппозиционерка улетела в Латвию, откуда мониторила за ситуацией в родной стране.

Призывы Тихановской не остановили вышедших на улицу белорусов – протест усиливался. Причем как качественно, так и количественно. Белорусская милиция в ответ стала действовать предельно жестко. Жестокие действия силовиков внесли раскол в общество. С одной стороны появились люди, желающие стабильности, выступающие на стороне милиции и Лукашенко, а с другой – продолжалось народное возмущение сотен тысяч граждан. Самая большая акция протеста состоялась 16 августа, когда на площади в Минске, по оценкам экспертов, вышло не менее 100 тысяч человек одновременно.

Также в республике Беларусь регулярно стали проходить мирные пикеты студентов и субботние женские марши, способствующие прекратить насилие и наладить диалог народа с правительством. Однако последнее не удалось – многие акции протеста, даже максимально мирные, заканчивались массовыми задержаниями по причине нарушения общественного порядка. Наряду с уличными акциями протеста, в Белоруссии начались массовые забастовки на крупных предприятиях. Например, 14 августа работники Минского тракторного завода вместо работы отправились в центр Минска, скандируя лозунг «Жыве Беларусь!».

События в Беларуси привлекли внимание многих стран. Китай, Россия и Казахстан поддержали действующего президента Александра Лукашенко. Так, например, президент России Владимир Путин поздравил Лукашенко с победой в выборах, а позже встретился с президентом Беларуси и обсудил сложную обстановку в республике. Литва, Латвия и Эстония запретили въезд на свою территорию тех, кто якобы причастен к фальсификации на выборах президента Белоруссии, а также тех, кто проявлял насилие, разгоняя протесты. А верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет и вовсе посчитал, что для достижения общественного мира в Белоруссии необходимы реформы, диалог и привлечение к ответственности тех, кто виновен в серьезных нарушениях прав человека.

13 октября Светлана Тихановская предъявила президенту Лукашенко «Народный ультиматум», суть которого заключалась в том, что президент должен был подать в отставку, прекратить насилие против протестующих и освободить всех политзаключенных. В случае невыполнения требований, 26 октября должна была начаться национальная забастовка. Однако правительство Беларуси проигнорировало «ультиматум», но и попытка оппозиционеров организовать забастовку провалилась.

Отток денег из федеральной казны был связан с оппозиционными СМИ, которые, в основном, представляют из себя каналы в Telegram, координирующие действия оппозиционно-настроенных граждан. Так, например, Nexta Live, которая в то время, когда шли протесты, набрала более миллиона подписчиков, 5 февраля опубликовала призыв к белорусам игнорировать государственные банки и не платить налоги.

Результат всех этих событий для государственной экономики Беларуси оказался весьма неприятным. Согласно открытым данным, в прошлом году белорусы из банков забрали более 1 миллиарда долларов.

Никита Кривоклякин
Фото – rusvesna.su

* мнение автора может не совпадать с мнением редакции

поделиться

Добавить комментарий