Шестидесятые годы прошлого столетия связаны не только с великими достижениями Советского Союза в области освоения космоса. Именно тогда зародилась идея о метро под городом на Дону. Ростовский метрополитен был и креативной задумкой властей, и мечтой простых людей. О грандиозном проекте говорили громко и гордо, с надеждой на скорое его воплощение в реальность.
Ростовское метро. Начало
Поначалу мысли о метро в Ростове-на-Дону были восприняты с поправкой на возможную далёкую перспективу такого строительства. Однако, резкий прирост населения, который наблюдался в 70-х годах, вынудил компетентных товарищей задуматься о постепенной реализации большой стройки. Первым делом была рассмотрена возможность организации работы метропоездов на базе уже имевшихся в городе железнодорожных путей. Но множество объективных причин заставили отказаться от такой задумки.
Так, в 1979 году из Правительства СССР на Дон спустилось важное указание – создать экономическое обоснование для наличия в Ростове-на-Дону полноценного подземного метро. По сути этот документ давал зелёный свет всему этому большому проекту. Требовалась лишь соблюсти данную юридическую формальность. Сроки были сжатыми, а объём задачи будоражил умы даже самых опытных донских инженеров. В итоге за проект взялись лучшие специалисты двух организаций: “Мосгипротранса” и “Армгипротранса”. Уже в 1980 году, когда Москва принимала Олимпийские игры, Ростов-на-Дону вовсю проводил геодезические работы. Изыскания принесли существенные плоды – стало известно о благоприятных возможностях для строительства двух длинных подземных линий. Первая должна была связывать Западный жилой массив с Сельмашем, а вторая Северный жилой массив с Батайском.
Через семь лет после геодезии, весной 1987 года, Советом министров СССР подписывается важнейший для ростовчан документ – постановление о возведении метро. С этого момента ростовский метрополитен перестал быть только мечтой. Он приобрёл официальный юридический статус. Теперь вспомним детали проекта первой линии. Специалисты из ереванской организации “Армгипротранс” спланировали девять остановок, центральной из которых была определена станция Ворошиловская (вероятно речь шла о месте на пересечении с ул. Большой Садовой, которая в то время носила имя Ф. Энгельса). Далее, к Востоку Ростова, планировалось строить станции на Кировском, Театральном, пл. К. Маркса, Шолохова и Сельмаше. На Запад, соответственно, готовились к строительству станции Будённовская, Вокзал, пл. Дружинников и ещё несколько остановочных комплексов вдоль по проспекту Стачки. Согласно этому проекту, все работы по строительству первой линии ростовского метро должны были завершиться к 2000 году. Увы, ещё в 1989 году грандиозную стройку пришлось закрыть. Официальная причина – экономические проблемы в стране.
Ростовское метро. Реанимация
В 21-м веке стремительный рост количества автомобильного транспорта в Ростове-на-Дону начал создавать серьёзные проблемы: постоянные заторы, отсутствие парковочных мест, загрязнение воздуха, в конце концов. Совокупность подобных негативных факторов привела донских чиновников к мысли о реанимации проекта метро в Ростове. Таким образом, в 2008 году была создана новая муниципальная организация – Управление метро Ростова.
Задачей этого управления была подготовка предложений по трассам будущей донской подземки. При этом за основу брались всё те же проекты из прошлого века. В этой непростой задаче УМР (Управлению метро Ростова) помогали, на минуточку, сотрудники Института генплана Москвы и Метрогипротранса. В начале 2011 года план инвестирования был одобрен государственной экспертизой. А в начале 2013 года утвердили проект межевания. Впечатляет стоимость работ – на создание проектной документации было выделено 945 миллионов рублей! Эти денежные средства выделялись в течение четырёх лет как из городского, так и из областного бюджетов.
Далее история с ростовским метро обретает всё более и более запутанные и непонятные факты. Сначала, в 2015 году, Управление метро Ростова реорганизуется и вливается в структуру Дирекции по строительству объектов транспортной инфраструктуры города Ростова-на-Дону. Через несколько месяцев после этого, в октябре, ни с того, ни с сего отменяется конкурс, в ходе которого искали организацию, которая бы занялась непосредственно проектировкой необходимых для стройки сооружений и конструкций. В итоге, в “день полиции” (10 ноября) 2015 года, организация, отвечающая за ростовский метрополитен прекратила своё существование.
Ростовское метро. Наши дни
В 2017 году о метро в Ростове снова заговорили. Губернатор Ростовской области Василий Голубев высказался о намерении возобновить работу по строительству метро на Дону. В 2019 году глава региона поручил приступить к подготовке стройки. При этом фактические работы запланировано начать до 2024 года.
Примечательно, что согласно новым проектам, метро в классическом (московском) понимании этого слова, Ростов-на-Дону, пожалуй, не увидит. Дело в том, что рассматривается наземный вариант метрополитена. Что-то вроде скоростных трамваев. Где думается размещать железную дорогу для их свободного перемещения по мегаполису непонятно. Более того, анализируя карту современного Ростова и с точечной застройкой центра города, и с плотностью застройки вообще, любые варианты метро – и подземные, и наземные, кажутся всё-таки мечтой, нежели готовыми для реализации планами.