Великий понедельник Страстной седмицы

Великий понедельник (или же Чистый понедельник) – первый день последней недели Великого поста, так называемой «Страстной седмицы» (Святой недели перед Пасхой). Это особое время в жизни христиан – время столь необходимого духовного обновления. В этот день в Православной Церкви на службе вспоминается евангельское повествование о бесплодной смоковнице, не приносящей духовных плодов – покаяния, добрых дел, искренности, верности любви и веры, а также притча о злых виноградарях. Последний образ символизирует книжников и фарисеев, погубивших Сына Хозяина виноградников.

На богослужении

С первого дня Страстной Седмицы начинаются особо трогательные храмовые богослужения. Священство облачены в великопостные черные ризы, время общей церковных служб увеличено, нет громких торжественных возгласов. В дни Страстной седмицы православные христиане словно проходят со Спасителем Его последний земной путь. Сближая события Ветхого и Нового Заветов, описывая грядущие невинные страдания Христа, на богослужении Великого понедельника приводится прообраз праведного Иосифа, которого по зависти братьев продали и унизили, но после – восстановили с Богом. Подобно тому, как Иосиф воцаряется над Египтом и помогает предавшим его братьям, Христос, проданный своим учеником за 30 серебрянников, впоследствии человеколюбиво искупляет Своей Крестной Жертвой.

Традиция видеть в истории Иосифа прообраз евангельских событий длится с апостольских времен и отмечается в различных церковных книгах, в том числе и в Деяниях апостолов (Деян. 7:9-16). Примером этой темы служит церковное песнопение (икос) Великого понедельника:

– На рыдание ныне приложим рыдание, и излием слезы со Иаковом, плачущеся Иосифа приснопамятнаго и целомудреннаго, порабощеннаго убо телом, душу же непорабощену соблюдшаго, и Египтом всем царствовавшаго: Бог бо подает рабом Своим венец нетленный. Подчеркивается, что подобно Иосифу, простившему своих братьев и помогающему им, Христос примиряет человечество.

Кроме того, с Великого понедельника начинается регулярное чтение всей Псалтири, продолжающееся в течении первых трех дней Страстной седмицы. Утреню совершают по великопостному чину, а после длительного шестопсалмия поется Алиллуиа со стихами и троекратным исполнением тропаря первых трех дней Великой недели. Часы же совершаются с земными поклонами, а Евангелие читается полностью. Литургия длится дольше, читаются стихиры и паремии, повествующие о пророчествах Христа о Его грядущей смерти и воскресении, о беседах апостолов о первенстве через служение ближним, а также о праведности ветхозаветного Иова.

В конце службы читают особый отпуст:

– Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых.

Такие условия отражают характер великопостных служб последней недели Великого поста – это особое время, так как церковный пост подразумевает под собой прежде всего духовное делание и молитву.

В домашней (келейной) молитве

Если нет времени и возможности на посещение храма, помолиться в этот день можно дома – есть специальное чинопоследование для молитвы в Великий понедельник Страстной седмицы. Читается малое повечерие с трипеснцем, после чего произносятся следующие псалмы: 50, 69 и 142. После Великого славословия читаются молитвы преподобному Ефрему Сирину, Пресвятой Богородице. Утреня и часы включает в себя чтение псалмов №19, 20, 3, 37, 62, 87, 102, 142, 50, 5, 89, 100, 16, 24, 54, 90, 83, 84, 85, 103 и 33 и чтение Евангелия от Матфея. Подробное последование молитв, тропарей и псалмов на этот день можно найти на православных сайтах.

Великий понедельник открывает дни самого строгого поста – так называемая Страстная седмица перед Пасхой. На этой неделе все дни называются великими по причине великих воспоминаний – знаменитая тайная вечеря Христа и его учеников, возведение Его на Голгофу и распятие, а также крестная смерть.

Дмитрий Керасов

поделиться

Добавить комментарий