Маркировку типа «Светофор» могут сделать обязательной – Роспотребнадзор взял в работу эту очередную малопродуманную инициативу общественного совета при ведомстве, – пишут «Известия».
Детали изданию рассказали несколько участников заседания общественного совета при Роспотребнадзоре.
При этом производители продуктов обоснованно отмечают, что многие обычные товары могут попасть под красный цвет, например, сливки, творог и сметана.
Общественный совет при Роспотребнадзоре, имитируя бурную деятельность, зачем-то опять предложил ввести в РФ обязательную маркировку продуктов питания по типу «Светофор».
То есть выделять красным цветом переизбыток соли, сахара, жира и трансжиров, а их нормальные значения – зеленым.
Речь идет о промышленно произведенных товарах, за исключением минеральной воды и специй. Идентификацию предполагается помещать не на упаковку продукции, а на ценники в обычных и в онлайн-магазинах.
Об этом рассказали участники прошедшего 28 сентября совещания общественного совета при Роспотребнадзоре – глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов и председатель правления «Международной конфедерации обществ потребителей» (КонфОП) Дмитрий Янин.
По их словам, необходимые поправки могут быть внесены в правила продажи отдельных видов товаров, которые закреплены в постановлении правительства.
Дмитрий Янин уточнил, что предложение об обязательном информировании покупателя через ценник и сайт торговой сети возникло из-за полного провала аналогичного, но добровольного проекта (это фиаско тоже было ожидаемым).
Он стартовал с 2018 года, но пищевая индустрия его, естественно, проигнорировала.
По личному мнению, Янина, основная цель маркировки – снижение уровня неинфекционных заболеваний в России, в частности уменьшение количества диагнозов «ожирение».
–Проект «Светофор» стартовал в 2018 году, его инициатором выступил Роспотребнадзор, – напомнили в службе.
Эта маркировка продовольственных товаров была и остается добровольной. В рамках общественного совета по предложению бизнеса эксперты обсуждали вопросы отношений продавца и производителя, которые могут давать потребителю дополнительную информацию о продукции, сказали в ведомстве.
– То есть изготовитель мог бы довести до продавца сведения о содержании значимых пищевых веществ в своем продукте, а продавец – уже до потребителя через свои ресурсы. Например, через сайт, – подчеркнули в службе.
– Предложение будет обсуждаться, – уточнили там.
Ранее Роспотребнадзор давал рекомендации производителям, которые готовы участвовать в добровольном проекте по цветовой маркировке товаров (но таковых не нашлось).
Служба приводила «среднепотолочные» расчеты суточных норм потребления сахара, соли, трансжиров и жирных кислот для продуктов.
Избыточным считали содержание сахара более 22 г. на 100 г. твердых продуктов, это соответствовало красному цвету. Низкое содержание – 5 г. на 100 г. – соответствует зеленому.
Более 18 г. жиров на 100 г. мясных и рыбных продуктов также считается высоким уровнем, а менее 3 г. на 100 г. твердых продуктов -низким.
Производителям предлагали отвести на графические изображения до 30% упаковки, на ней в итоге должно было появиться четыре полоски. Как уже известно, затея провалилась.
Почему? В ритейлере Metro сразу усмотрели несколько сложностей в новой системе реализации маркировки продуктов по типу «Светофор».
– Нет нормативно утвержденных критериев, что является повышенным содержанием, а что нет. Например, в соленой рыбе, конечно, содержится много соли, однако клиент вряд ли съест весь кусок за раз. Более того, мы не знаем рацион клиента, и, возможно, если это единственная соль, которую он употребил за день, она окажется в пределах нормы, – сказали в пресс-службе компании.
Есть и другой момент: торговые сети уже используют цветовую маркировку на ценниках — например, они бывают красными.
Новые цвета могут просто запутать клиентов, считают в ритейлере.
Там также отметили, что у людей может сформироваться негативное отношение к тем продуктам, где высокое содержание соли и сахара. Например, это соусы или карамель. Но, как правило, их употребляют в умеренных количествах, подчеркнули в компании.
– Маркировка по типу «Светофор» может дезориентировать покупателей. Например, молочная полка может оказаться в «красной» зоне за счет того, что многие продукты на ней жирные: сливки, некоторые виды творога и сметаны, – сказал исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев.
– Но это не делает продукцию вредной для потребителя. Покупатель должен понимать, что лишь избыточное потребление части продуктов может иметь для здоровья негативные последствия, питание должно быть сбалансированным.
Логичнее было бы формировать у детей правильные пищевые привычки, например, обучая матерей, предположил эксперт.
– Людей, у которых уже сложились пищевые предпочтения, достаточно сложно переориентировать на новые стандарты, – добавил Алексей Поповичев.
– Обычно люди понимают, что избыточное потребление газированных напитков, жирной пищи может вести к увеличению веса, а в перспективе – к ожирению, но это останавливает не всех, – уточнил он.
Вопрос допустимости маркировки на ценниках – в компетенции Минпромторга, отметили в Минсельхозе.