По новой методичке предлагается определять пьяных и употреблявших запрещённые вещества водителей сотрудникам ГИБДД, узнал «Ъ». Их обучат, как по поведению водителя определить, употреблял он кокаин, марихуану или нюхал клей.
Для этого Научный центр безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД России и столичный центр наркологии создали пособие для полицейских по выявлению нетрезвых водителей. Документ подробно объясняет, как обнаруживать машины с пьяным за рулем в потоке, на каких марках авто они чаще всего передвигаются и почему рейды обязательно проводить, например, в День шахтера или пограничника.
Пособие, сказано в предисловии, предназначено для использования в рамках профессиональной служебной подготовки сотрудников Госавтоинспекции.
Описывая общие принципы по выявлению нетрезвых водителей, авторы рекомендуют усиливать наряды ДПС в дни, когда наблюдается наибольшая доля «пьяных» аварий.
В пример приводятся 1 января, 2 и 9 мая, 23 февраля и 8 марта. Дополнительный контроль необходим и во время профессиональных праздников, в частности Дня шахтера (28 августа) и Дня пограничника (28 мая), а также местных праздников, «обусловленных национальными, культурными и социальными особенностями региона».
Ученые призывают следить и за уровнем безработицы в отдельных районах — ее рост, как правило, приводит к увеличению числа пьяных водителей.
-Почти половина (47%) водителей с признаками опьянения, участвующих в ДТП, официально не работали, — указывают авторы.
Выявлять пьяных предлагается для начала «на глазок» — по манере вождения. Среди характерных черт (выявлены опросом сотрудников ДПС) такие: «виляние» в пределах полосы, движение без ближнего света, езда «с сильно заниженной скоростью», «замедленная реакция на сигналы светофора», резкое изменение стиля вождения при виде наряда ДПС.
Особо отмечается, что 28% аварий с водителями, имеющими признаки опьянения, совершается на автомобилях ВАЗ, 11% -Toyota, 6% – Hyundai.
Ученые аккуратно предполагают, что это позволяет отнести таких автомобилистов к «определенным социальным группам».
Пьяные байкеры чаще всего провоцируют ДТП за рулем ИЖ (43,1% ДТП), «Уралов» (30%) и Yamaha (14,1%).
В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе 25% всех «пьяных» ДТП совершаются гражданами, принимавшими наркотики, отмечают авторы пособия.
Далее подробно описываются внешние признаки того или иного наркотического опьянения.
По данным ГИБДД, в 2021 году было заведено 481 тыс. дел за вождение в нетрезвом виде и отказ от освидетельствования (примерно столько же, сколько в 2020 году), из них — 19,6 тыс. в отношении наркоманов. В конце марта 2022 года первый замминистра МВД Александр Горовой направил в регионы письмо, в котором призвал ГИБДД для снижения нагрузки на бизнес в условиях санкций не применять наказания за мелкие нарушения, направив основные усилия инспекторского состава на контроль пьяных и лишенных прав водителей.
Эксперты отнеслись к пособию прохладно, пишет «Ъ»
–Большая часть описанных в пособии вещей сотрудникам ГИБДД известна, – говорит капитан полиции в отставке, бывший сотрудник ГИБДД, основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов.
-90% инспекторов читать более 100 страниц не будут, – уверен он.
– Нужны более короткие и емкие памятки для личного состава, возможно, видеоинструкции.
Больше нужна другая методичка : по поводу взаимодействия с гражданами, считает Ильинов:
–Они готовы и хотят сообщать о фактах пьяного вождения, но либо не могут дозвониться в дежурную часть, либо хотели бы передавать информацию анонимно в телеграм или VK-канал.
-С медицинской точки зрения пособие составлено грамотно, отмечает нарколог Александр Ковтун, но без практических занятий с сотрудниками документ не имеет смысла.
–Даже студенты-медики, изучая трехнедельный курс психиатрии и наркологии, с трудом запоминают клинические признаки наркотического и алкогольного опьянения,- отмечает эксперт.
–Сотрудникам ГИБДД, не имеющим медицинского образования, осмыслить все это самостоятельно будет еще сложнее.
–Потребность в подобных изданиях у рядовых сотрудников, безусловно, есть, но написаны они должны быть максимально адаптировано, — добавляет президент московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.
Эксперт считает, что ГИБДД стоило бы выпускать отдельные пособия по разбору типичных процессуальных ошибок инспекторов, из-за совершения которых многие пьяные водители потом умудряются в суде возвращать права и снова садиться за руль.