Миссия невыполнима: названы условия вступления Украины в Евросоюз

Чтобы попасть в Евросоюз, Киеву придется пройти длинным и тернистым путем, Еврокомиссия (ЕК) назвала предварительные условия в области правового государства и борьбы с коррупцией, которые должна выполнить Украина.

На пресс-конференции в Брюсселе глава ЕК Урсула фон дер Ляйен сообщила, что Киеву необходимо еще многое сделать, к примеру, по вопросу верховенства права.

Необходимо сконцентрироваться на ускорении назначения судей Конституционного суда, членов Верховного совета правосудия, – заявила она.

Урсула фон дер Ляйен отметила, что Киев уже немало предпринял  в области борьбы с коррупцией, однако нужно завершить создание антикоррупционных органов на Украине.

По её словам, Украина начинает путь в ЕС с «низкого уровня», и от скорости выполнения ею предварительных условий, рекомендованных ЕК, будут зависеть сроки вступления, все в её руках.

Через неделю, 24-25 июня, состоится саммит ЕС, где на повестке будет и судьба потенциальных кандидатов, в том числе Украины.

А выбор будет сложным, главы ЕС должны принять единогласное решение о переводе стремящегося в общеевропейское объединение государства в «звание» кандидата. И именно на этой стадии Украину ждут наиболее серьёзные проблемы.

Одним из последних руководителей стран ЕС скептически отозвался о «кандидатстве» Украины австрийский канцлер Карл Нехаммер.

Он сказал в интервью местным СМИ:

Что касается возможного статуса кандидата в ЕС, я хотел бы заявить, что существуют четко установленные критерии, которые необходимо соблюдать без всяких «если» или «но». Не должно быть двойных стандартов или даже кандидатов первого и второго сорта.

По словам главы правительства Австрии, следует обеспечить, чтобы ЕС применял к Украине «те же стандарты», что и к другим странам-кандидатам с Западных Балкан:

Для меня было бы немыслимо предоставить Украине статус кандидата и в то же время держать в стороне такие страны, как Босния и Герцеговина.

Кроме того, любая страна ЕС вправе потребовать выполнения какого-либо определенного условия от обсуждаемого претендента. Это могут быть и общеевропейские требования, и вопросы двусторонней повестки: взаиморасчеты по имеющимся долгам, облегчение условий пересечения границ и т.п.

По существующей процедуре, соответствие страны-кандидата общеевропейским требованиям определяется по чётким количественным критериям.

Например, оценку свободы слова, СМИ проводят профильные департаменты внутри ЕС, опирающиеся на весь комплекс международных рейтингов, а не мнение официальных властей государства-претендента.

В плане экономики требования прописываются отдельно для каждой страны в зависимости от ее ВВП, внешнего товарооборота и т.д. Цифры в этом случае могут разниться, а в случае с Украиной предстоит решить и ряд технических моментов, а именно — как считать «висящие» на ней многочисленные долги.

Наконец, есть и третий момент, который касается уже не способностей Украины «дотянуть» до требуемого ЕС уровня, а внутренней бюрократии Евросоюза. Об этом в ходе визита в Киев упомянул Шольц.

ЕС должен подготовиться и модернизировать свои структуры и процедуры, — заявил немецкий канцлер.

Ранее несколько официальных лиц союза уже отмечали, что вступление Украины из-за ее относительно большого населения коренным образом изменит баланс сил в решениях ЕС, принимаемых квалифицированным большинством голосов.

Такой подход предполагает, что в голосовании среди членов союза учитывается не только один голос от страны, но и проживающий на ее территории процент от населения Евросоюза.

Так что порою всего нескольких государств с наибольшим количеством жителей хватает для принятия принципиальных шагов, даже если другие участники объединения против. Поэтому, как было неоднократно сказано и ранее, даже при получении Украиной кандидатского статуса, и Киеву, и Брюсселю предстоит долгая и непростая работа.

В любом случае, в Киеве не должны забывать пример Турции, которую Евросоюз «осчастливил» присвоением статуса страны-кандидата в 1999 году. Переговоры же между Анкарой и Брюсселем о вступлении в ЕС начались в 2005 году, но турки по-прежнему так же далеки от членства в альянсе, как и два десятилетия тому назад.

поделиться

Добавить комментарий