Задержанному в Запорожье главе “Мотор Сич” Богуслаеву грозит пожизненное заключение

Сегодня, 23 октября, утром РИА Новости сообщило о том, что украинские силовики задержали директора завода “Мотор Сич” Вячеслава Богуслаева по обвинению в госизмене. Член главного совета администрации Запорожской области Владимир Рогов написал в своем Telegram-канале, что 83-летнему Богуслаеву грозит пожизненное заключение. “Украина пожирает своих героев”, – добавил Рогов, опубликовав фотографии с арестованным директором “Мотор Сич”.
По имеющейся информации, в доме Богуслаева прошел обыск, а сам он под усиленным конвоем был доставлен в Киев. При этом сообщается, что Вячеслав Александрович отказался пускать в свой дом силовиков, им пришлось взламывать входную дверь с помощью спецсредств.

Арест Богуслаева
Арест Вячеслава Богуслаева украинскими силовиками.

 

ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН

Имя Богуслаева — знаковое для Ростова, да и для России в целом. Последний из могикан. Яркий представитель корпуса «красных директоров», которые работали на мощь советского государства. И которые оказалась не нужны, и даже вредны, когда нерушимый (как прежде казалось) СССР пополз по швам, и каждая республика заговорила о своей «самостийности».

В время своего директорства Богуслаев часто приезжал, а то и прилетал в Ростов-на-Дону. Он крепко дружил с генеральным директором ОАО «Роствертол» Михаилом Нагибиным и его преемником Борисом Слюсарем. Иного и быть не могло, ведь запорожское ПО «Моторостроитель» имени Великой Октябрьской социалистической революции (в начале 90-х переименованное в «Мотор Сич») поставляло авиационные двигатели для производимых в Ростове вертолетов марки «Ми».

Интеграция казалась нерушимой даже в те времена, когда к власти на Украине пришел откровенно враждебный России президент Виктор Ющенко, который начал геополитический разворот «незалэжной» в сторону Запада. Те, кто изучал диалектический материализм в советских вузах, были свято уверены в непреложности аксиомы — экономика диктует свои условия политике. Но, как показали новые времена, всё может стать с ног на голову, хвост начинает вилять собакой, а политики — руководить экономикой и производством.

КУРИЦА И ЗОЛОТЫЕ ЯЙЦА

Автору этих строк довелось пообщаться лично с Вячеславом Александровичем Богуслаевым. Встреча произошла 19 сентября 2012 года на лётно-испытательной станции (ЛИС) “Роствертола”, куда прибыла большая делегация завода “Мотор-Сич”.

Вячеслав Богуслаев Мотор Сич
Делегация “Мотор Сич” на “Роствертоле” 19.09. 2012 г.

 

Тогда обсуждались возможности более тесной кооперации ростовского и запорожского предприятий. В частности, планировалось создание на базе Ми-2 новой легкой винтокрылой машины. Хорошие были планы, но с привкусом маниловщины, если вспомнить, что в том же году на Украине уже был принят закон, дискриминирующий русский язык. Самостийные соседи уже тогда всеми силами рвали свои корни и все связи с Россией. Президент Янукович стремился усидеть на двух стульях, а впереди маячил “майдан”, стишки про “небратьев” и прочие сюрпризы от “незалэжной” сестрички России.

Я тогда задал вопрос украинской делегации: не получится ли так, что политики сделают невозможной реализацию этого нужного и выгодного обоим государствам проекта? На что Вячеслав Александрович Богуслаев, усмехнувшись, ответил: “Политика политикой, а промышленность это святое. Кто же станет резать курицу, несущую золотые яйца?”.

Оказалось, что очень даже станут. Курицу, что несла “золотые яйца”, без колебаний и даже с неким мазохистским наслаждением принесли в жертву текущей политике. “Мотор Сичу” запретили сотрудничать с “Роствертолом” и с Россией вообще. Ведущее украинское предприятие поначалу решили продать Китаю. Как в той поговорке: назло бабушке отморожу себе уши!

 

Вячеслав Богуслаев Мотор Сич

Что-то невесело смотрит лётчик-испытатель на генералов от “оборонки”…
Вячеслав Богуслаев Мотор Сич
Первый подъём модернизированного Ми-2 прошёл нормально!

КИТАЙСКИЙ СЛЕД

А потом начался период безвременья. В 2017 году начались переговоры о приобретении контрольного пакета акций «Мотор Сич» китайской компанией Beijing Skyrizon. Взамен было обещано инвестировать 250 миллионов долларов в развитие производства. В 2018 году Служба безопасности Украины заподозрила Богуслаева в незаконной продаже более 50 процентов акций предприятия китайским инвесторам. СНБО Украины постановил вернуть предприятие в госсобственность. После этого в Пекине потребовали компенсировать инвестору все убытки на сумму более 4,5 миллиарда долларов.

Согласно российским экспертным оценкам, США, находясь с конца 2010-х в состоянии торговой войны с Китаем, начали прилагать активные усилия, чтобы сорвать сделку по «Мотор Сич» между Украиной и Китаем, чем, среди прочего, занимался приезжавший в конце августа 2019 года в Киев помощник президента США по вопросам нацбезопасности Джон Болтон.

В конце мая 2022 года официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков сообщил, что российские подразделения уничтожили цеха “Мотор Сич”, где выпускались авиационные двигатели для боевой авиации воздушных сил Украины, в том числе беспилотных летательных аппаратов. В конце августа высокоточным оружием ВКС был нанесен повторный удар: на территории завода были поражены производственные цеха, в которых осуществлялся ремонт вертолетов ВВС Украины.

Вот так Россия поставила точку в весьма запутанной и во многом скандальной истории запорожского завода «Моторостроитель».

Вячеслав Богуслаев Мотор Сич
Увы, радужные перспективы не сбылись. На первом плане – Алексей Самусенко, генеральный конструктор Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля.

 

Богуслаев держался до последнего. Но, говоря объективно, он был обречён. Порвана еще одна интеграционная ниточка, связывавшая Россию и Украину. Хотя, казалось бы, и рваться здесь уже нечему…

В материале использованы фотоснимки, сделанные Александром Оленевым © 19.09.2012 г. во время посещения «Роствертола» делегацией ПАО «Мотор Сич», а также фото из телеграм-канала Владимира Рогова.
На верхнем фото: Вячеслав Богуслаев (слева) и генеральный директор «Роствертола» Борис Слюсарь изучают кабину модернизированного вертолёта Ми-2, который планировалось выпускать на базе двух предприятий.

 

Подписывайтесь на нас в Дзене!

поделиться

Добавить комментарий