Как студенты-балбесы вертели памятник Ломоносову, поставленный в Ростове зятем Сталина

На фото – памятник Ломоносову в сквере напротив главного корпуса Ростовского госуниверситета (ЮФУ) на Б. Садовой улице в Ростове-на-Дону. Май 2006 года.

Любой ростовчанин сразу заметит, что Ломоносов находится в необычном положении – он отвернут от “альма матер” РГУ, хотя должен глядеть прямо на здание университета, а точнее – на окна кабинета ректора. Этот памятник – уменьшенный и чуть изменённый вариант культуры Ломоносова, установленной перед зданием факультета журналистики МГУ. Он был установлен в Ростове в 1960 году по инициативе тогдашнего ректора Ю.А. Жданова – легендарного зятя Сталина, которого после смерти вождя народов отправили в почётную ссылку в Ростов-на-Дону.

Интересно что для постамента памятника взяли верхнюю часть подножия монумента императрице Екатерине Великой, который был установлен в Нахичевани и дважды сносился – сначала (в 1918 году) “благодарными армянами” (цитата надписи на постаменте), затем (в начале 20-х годов) – неблагодарными большевиками. Затем оставшийся постамент основательно укоротил мудрый зять Сталина, а на оставшийся огрызок водрузили изваяние Карла Маркса, который в Ростове-на-Дону ни разу не был и вряд ли подозревал о существовании такого города. И еще отличился рядом русофобских высказываний. Вот такая история, из которой, как из песни, ни одного слова не выкинуть…

Говаривали, что Юрий Андреевич Жданов любил в минуты размышлений глядеть из окна своего ректорского кабинета на Ломоносова, который ответно через дорогу глядел на него (именно такая задача была поставлена скульптору Алещенко, адаптировавшему памятник для Ростова). Приобщившись к глубинам народной мудрости, Жданов вздыхал, и произносил неизменное “Ну что, Михайло Васильевич…” – и приступал к руководству провинциальным вузом, вдали от первопрестольной.

Балбесы-студенты быстро просекли две вещи: 1. Сакральное отношение своего ректора к Ломоносову и 2. Памятник не закреплен на основании. Он просто стоит на постаменте, и несколько человек вполне его могут повернуть по своей оси. И началась у Ломоносова веселая жизнь.

Непонятно, что руководило молодыми вандалами: то ли стремление насолить ректору, то ли нерастраченная энергия. Но Михайлу Васильевича крутили как вентилятор, иногда поповрачивая по нескольку раз в неделю. Наряды милиции Кировского ОВД запарились выезжать на очередной акт вандализма, который неизменно отмечался в оперативных сводках по городу и слегка ухудшал общую криминогенную ситуацию.

Приходили рабочие, Ломоносова снова обращали лицом к ждановским окнам. Юрий Андреевич неизменно огорчался, но, как истинный интеллигент воспринимал стоически это издевательство над своим кумиром. Странной была только одна вещь: Жданов вполне мог дать команду закрепить памятник на штырях, убрав таким образом возможность его вращать. Но этого не делал.

Такую команду дал ректор Александр Белоконь, принявший бразды правления у Жданова. Памятник закрепили, и с тех пор Ломоносов неотрывно смотрит в окна кабинета ректора Южного федерального университета.

 

Подписывайтесь на нас в Дзене!

поделиться

Добавить комментарий