21 декабря – день рождения ростовского трамвая. Ему 119!

21 декабря – день рождения ростовского трамвая. Более столетия назад в этот день в Ростове прозвучали первые трамвайные звонки. О памятной дате рассказали в департаменте транспорта Ростова. А началось всё в 1887 году.

Тогда на смену омнибусу (многоместной повозке на конной тяге) пришла десятая в Российской империи конно-железная дорога, построенная Бельгийским акционерным обществом. Открытие первой линии стало праздником: на улице до позднего вечера было очень много людей, в Городском саду играл духовой оркестр, даже запустили фейерверк. Так началась богатая и интересная жизнь ростовского трамвая.

Именно из-за того, что строителями и хозяевами конки были бельгийцы, колея Ростова-на-Дону (1435 мм) оказалась уникальной в России и остаётся таковой по сей день. Ее стандарт – точно такой же, какой применяется в странах Западной и Центральной Европы. В России же – напротив, используется совершенно другой (1524 мм). Такая особенность дает возможность использовать локомотивы и вагоны европейских фирм, причем без адаптации. Например, в советское время в большом количестве в Ростов поставлялись чешские трамваи Tatra.

К 1900 году было открыто четыре линии конки, в том числе Вокзал – Нахичевань (Нахичевань тогда была соседним с Ростовым городом, и в 1890 году была связана с Ростовом первой и единственной в России междугородной конной линией).

Когда конка была электрифицирована, первый трамвай бельгийского производства, выйдя из депо 20 декабря 1901 года, доехал до пересечения улицы Большой Садовой и Братского переулка. Там он развернулся у здания редакции газеты «Приазовский край» и отправился сторону Таганрогского (нынешнего Буденновского) проспекта.

И уже 2 января 1902 года в Ростове было открыто регулярное трамвайное движение. 22 декабря 1902 года была электрифицирована конка в соседнем городе-Нахичевани, первый в России междугородный электрический трамвай начал свою работу. В гражданскую войну ростовский трамвай, в отличие от трамвая многих других российских городов, движения не останавливал.

Тогда же открыли вторую систему трамвая на правом берегу реки Темерник – в Ленгородке (она была обособлена от центра города, так как путепроводов через железную дорогу не было). В 1925 году движение уже осуществлялось по 6 маршрутам. А уже к 1940-м годам ростовский электротранспорт входил в десятку лучших в Советском Союзе.

Однако во время Великой Отечественной войны ростовская трамвайная сеть, как и сам город, серьезно пострадала. Но уже к концу 1944 года ее полностью восстановили. К 1949 году пассажиропоток достиг довоенного уровня и стремительно начал расти. В 1950–1970-е годы были проложены трамвайные пути, ведущие в поселок Чкаловский, Западный и Северный жилые массивы. На пике развития трамвайной сети города она включала 17 маршрутов,было 120 километров путей,четыре депо.

В 1990-х большую часть маршрутов отменили,пути разобрали. В 2000-х маршрутов осталось всего пять. А длина путей сократилась вдвое. И депо теперь всего два – в Ленгородке и в Нахичевани.
Возрождение ростовского трамвая началось только в 2016 году, когда были закуплены трамвайные вагоны модели 71-911 «City Star». Их в Ростове уже 30.

Что касается планов развития, то они, как и всегда, грандиозны. При­о­ри­тет­ны­х на­прав­ле­ни­й­ для прокладки новых трам­вай­ных марш­ру­тов на бли­жай­шую пер­спек­ти­ву два: за­пад­ное – между районом «Левенцовский», зоной перспективного жилого строительства на территории старого аэропорта, и далее в микрорайон «Вересаево», а также с севера на юг- между левым берегом Дона, жилым районом «Суворовский», рынком «Верхний Темерник». Только разработка предпроектных предложений и определение сметной стоимости проектирования и строительства линий такого транспорта может обойтись в 221,5 млн.рублей.

В случае государственно-частного финансирования строительство «легкого метро» (скоростного низкопольного трамвая) в Ростове начнется не ранее 2025 года. Если его решат строить за счет бюджетных источников, то к работам приступят в 2028 году. Так что еще есть надежда, что своё 130-летие ростовский трамвай встретит в статусе современного, быстрого и надежного транспортного помощника горожан.

Фото департамента транспорта Ростова-на-Дону

поделиться

Добавить комментарий