«Корочка от гранита науки» или почему бывшие студенты вузов не работают по специальности

В Ростовской области находится 26 высших образовательных учреждений, которые ежегодно выпускают поряждка 30 тысяч молодых специалистов самых разных профессий. Однако далеко не каждый из них стремится заниматься тем, чему учили в «универе». Почему студенты вузов не работают по специальности? В 2019 году компания HeadHunter исследовала этот вопрос и выяснила, что около 40% от общего числа выпускников российских вузов не трудятся по профессии.

В зависимости от специальности, процент тех, кто «учился ради диплома» варьируется, но неизменно остается велик. Проблема настолько масштабная, что породила разного рода народный юмор и колкости, особенно в адрес выпускников-филологов и журналистов. Дескать, все они рано или поздно становятся коллегами, работая в ближайшем фастфуде. Примерно такая же репутация у студентов, учащихся на архитекторов, дизайнеров, экономистов и список этот можно продолжать еще долго.

– Я закончила филфак года два года назад, но по профессии никогда не работала. Занимаюсь танцами, получилось основать свою студию – это мой главный доход. С моим образованием либо в школу идти, либо учиться дальше и преподавать в университете. Я поняла, что хочу заниматься другим и не жалею, – говорит выпускница одного из ростовских вузов, Марина Тен.

В последнее время рынок труда очень подвижен и нередки случаи, когда студенты уже во время учебы перестают видеть перспективы в своей профессии. Зарплата школьного учителя мотивирует работать слабо, а идти учиться дальше, чтобы преподавать в университете, иногда просто не хватает сил. Деньги нужны всегда, поэтому приходится заниматься чем-то посторонним.

– Конечно мне мое образование помогает, я не могу сказать, что оно плохое. Но применяю я его обычно просто в быту, чтобы где-то поумничать или создать впечатление начитанного человека… Когда поступала не задумывалась, где конкретно буду работать и сколько получать. Все мысли были о том, что обязательно нужно поступить, а специальность выбрала по принципу: люблю читать – стану филологом. Баллов ЕГЭ для этого было достаточно, – делится Марина.

Тут надо оговориться, что, несмотря на ее ситуацию, выбор факультета и специальности она сделала осознано и, в целом, учила то, что нравится. Однако еще чаще выпускники школ поступают куда попало и на что только хватит собранных баллов ЕГЭ. Так люди начинают ненавидеть свою специальность, а учеба в университете становится камнем на шее. Такие студенты с нетерпением ждут свою «корочку» и даже не рассматривают вариант работать по профессии. Есть и те, кто просто уходит работать, бросая учебу.

В 2019 году депутат Госдумы Борис Чернышов предложил решить эту проблему введением мотивационных писем при поступлении в вуз. По его мнению, это помогло бы отсеять тех, кто несерьезно подходит к выбору специальности и не задумывается о том, чтобы в дальнейшем работать по профессии. Такая практика применялась при поступлении в магистратуру и аспирантуру, но вот в бакалавриат мотивационное письмо в основном не требуют. Однако с эффективностью такой меры тоже есть ряд проблем.

— Письмо может быть дополнением к другим документам при поступлении в аспирантуру, чтобы понять мотивы, но надо понимать, что, как и любая характеристика, оно может быть придумано. Кто захочет схалтурить, тот и схалтурит — напишет не то, что на самом деле думает, а то, что нужно, чтобы поступить, — комментировал инициативу Виктор Болотов, сотрудник ВШЭ.

Кроме того, что безумная мотивация студента может оказаться выдуманной, есть и вторая немаловажная проблема и находится она в головах самих учащихся. Многие студенты действительно могут иметь большую мотивацию учиться и работать в выбранной сфере. Но иногда это приводит к излишней романтизации своей профессии. Другими словами, рано или поздно их ожидания расходятся с действительностью. Они разочаровываются в своей специальности, что приводит к известному итогу.

Константин – выпускник факультета журналистики одного из ростовских вузов. Еще в школе он точно решил для себя чем хочет заниматься и стремился к этому, однако, сейчас работает обычным продавцом в табачной лавке рядом с домом.

– Я всегда любил писать сочинения, смотрел новости и увлекался политикой. Мечтал стать корреспондентом, но, когда пришел учиться, понял, что я не стану заниматься такой журналистикой. В наше время нормальной журналистики нет. Государственные СМИ вещают однобоко, а информационные порталы гоняются за просмотрами. Отсюда материалы про подковерные интриги знаменитостей. С одной стороны – неправда, с другой – чушь. И за всё это платят всего 20 тысяч. Зачем мне карму портить, если я за эти же деньги могу оставаться человеком? – делится Константин.

С целью остаться человеком, Константин пошел работать в табачную лавку, а о старой мечте и думать перестал.

Его мнение о журналистике можно не разделять, но оно хорошо иллюстрирует проблему разочарования в своей специальности. Возможно, если бы ему дали возможность посмотреть на изнанку профессии раньше, у него было бы время переосмыслить свое отношение к этому и что-то поменять. Однако пробиться на стажировку в частные компании даже с опытом не всегда возможно, а иного первокурсника и вовсе на порог не пустят. Обязательная практика проблему решает частично и только в теории. В реальности нередко студенты к реальной работе не подпускаются, им доверяют только походы за кофе для сотрудников.

Но в случае с Константином, возникает еще один вопрос: сфера не будет меняться к лучшему, если в нее попросту не будут приходить новые люди. Выходит, дело в том, надо ли ему это вообще?

По мнению предпринимателя, основателя компании Smile Fish, Ивана Сорокина, мотивационные письма не способны решить проблему и с отбором людей, стремящихся не просто работать в своей сфере, но и улучшать ее, не сбегая при виде первых трудностей. Скорокин считает, что дело в подходе к образованию в стране в целом.

— После нашей школы он разве что выберет направление, поймет, какой диплом хочет получить. Но зачем ему этот диплом? У него нет амбициозной задачи создать свой продукт, развить какую-то сферу, улучшить свой город, район. Будет среднестатистический менеджер. А, на мой взгляд, система должна готовить именно лидеров в разных сферах.

Так это или не так, покажет время. Одно можно сказать точно: проблема выпускников вузов становится все более явной и работать над ее решением необходимо как можно скорее.

Никита Кривоклякин

поделиться

Добавить комментарий