Маркировка товаров шагает по стране

К 2024 году в России маркировка товаров станет обязательной для большей части потребительских товаров. Попытки контролировать оборот различной продукции, не допускать к продаже контрафактные изделия и фальшивки в нашем государстве предпринимались неоднократно. Вначале это были разного рода акцизные марки и голографические наклейки, которые рядовой потребитель мог встретить на пачках сигарет, бутылках с алкоголем, видеокассетах и DVD-дисках. Однако этого было явно недостаточно. Особенно страдал от подделок фармацевтический рынок. Эффективного рычага борьбы с этим негативным явлением не существовало вплоть до 2015 года, когда на совещании президента РФ с членами Правительства был рассмотрен, а затем и отправлен на реализацию в Министерство здравоохранения проект государственной информационной системы мониторинга. По замыслу чиновников, лекарственные средства предстояло подвергнуть маркировке – ФГИС МДЛП – с целью отслеживания движения препаратов от производителя к потребителю.

В сущности, маркировка товаров – это особый уникальный код, который наносится на этикетку продукции, подлежащей мониторингу. Он позволяет пронаблюдать за судьбой товара от момента его производства до попадания к потребителю. Наличие маркировки даёт возможность государству осуществить контроль качества производимой продукции.

Спустя год маркировка товаров коснулась меховых изделий. Результатом внедрения системы стало изъятие незаконного оборота большей части данного рынка. Контролировать работу в данной области изначально предлагалось Федеральной налоговой службе, а в 2018 году была создана специализированная система «Честный знак», успешно функционирующая по сей день.

В 2019 году в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, были включены табачная продукция, обувь, духи, покрышки и шины, изделия из натуральной кожи, некоторые виды одежды, постельное и кухонное бельё, а также фотокамеры и некоторое сопутствующее оборудование. Реализация пилотных проектов в течение последних двух лет показала достаточную успешность. Поэтому летом текущего года маркировка ждёт молочную продукцию, а к осени дойдёт и до велосипедов. Постепенно к системе будут подключаться и иные группы товаров.

Обязательность маркировки товаров означает, что их производителям и продавцам необходимо будет приобрести специализированное оборудование, для того, чтобы нанести уникальный идентификатор на каждую единицу продукции при производстве и пробивать его при продаже.

Как маркировать?

В целом, процесс выглядит довольно просто: изготовитель заказывает в системе «Честный знак» уникальные двухмерные коды DataMatrix для своей продукции, наносит их на упаковки товаров и передаёт оптовым продавцам. Оптовик сканирует идентификатор и подтверждает получение товара. А код отправляется в государственную систему мониторинга, благодаря которой теперь можно отследить все дальнейшие передвижения товар. Затем оптовый продавец распространяет его через розничные магазины, где коды также вносятся в специализированную систему. При продаже продукции через кассу магазина происходит исключение идентификатора из системы – он больше не нужен, так как товар попал в руки к потребителю.
Помимо оборудования, способного наносить коды и считывать их, всем участникам процесса маркировки товаров придется обновить программное обеспечение, а также оснастить склады принтерами этикеток и терминалами сбора данных.

В чем польза маркировки?

Для государства такая система мониторинга важна не только с точки зрения статистического интереса: кто, где и чем торгует. Но и из финансовых соображений. Считается, что обязательная маркировка товаров принесёт в бюджет России ощутимые суммы. Производители получат возможность чётко видеть специфику своих продаж и снизить издержки, связанные с логистикой. А потребитель, используя приложение в своём мобильном телефоне всегда сможет узнать, действительно ли приобретённый товар является оригинальным.

Однако далеко не все экономисты видят исключительно положительный эффект обязательной маркировки. Многие считают, что вложения, связанные с переходом на новую систему мониторинга, окажут влияние на себестоимость продукции, что, в свою очередь, ударит по кошельку рядового покупателя. Да и не каждый производитель, едва оправившись от негативных последствий пандемии, сможет осилить новые расходы.

Нужно сказать, что Россия – далеко не первое государство, решившееся на внедрение маркировки товаров. Зарубежный опыт показывает, что в конечном итоге выиграют все участники рынка. Но подводных камней на пути к этому светлому будущему избежать не удастся.

поделиться

Добавить комментарий