«Список иноагентов»: особенности нашумевшего закона на практике

Первый закон об иностранных агентах в России появился летом 2012 года. Он касался некоммерческих организаций, которые занимаются политической деятельностью и получают иностранное финансирование. Некоторое время включение в реестр иноагентов было добровольным, однако с 2014 года оно стало обязательным. На сегодняшний день в реестре иностранных агентов числится 14 СМИ.

Новости о признании организации или СМИ иностранным агентом в последнее время серьезно заполнили повседневные сводки. За свои десять лет существования закон об иноагентах сильно изменился и стал в разы жестче. Если ранее такой статус давался только НКО («Некоммерческие организации» – прим. ред), то сегодня его рискует получить любое СМИ или физическое лицо, так или иначе связанное с зарубежными странами. Кроме того, внесение в реестр иностранных агентов раньше было добровольным и выступало больше формальностью, не сильно влияя на что-то. Сегодня же оно в значительной мере ограничивает деятельность и является обязательным.

Совсем недавно список иностранных агентов пополнился еще одним СМИ. Включение в реестр одного из самых популярных в России изданий – «Meduza» (*включено в список иноагентов) – стало очень обсуждаемым и резонансным событием. Однако, несмотря на широкую огласку, нужно понимать, что это не первый (и не последний) случай, когда издание сталкивается с лавиной проблем, спровоцированных приобретением статуса «СМИ-иноагента».

На что это влияет? В первую очередь появляются проблемы с финансированием. Многие российские рекламодатели просто перестают работать с таким изданием, что значительно осложняет его деятельность. Наряду с оттоком рекламодателей, могут выписывать внушительное количество штрафов, если по каким-то причинам оно не предупредило о своем статусе перед каждым материалом. Справляются с такими финансовыми проблемами СМИ по-разному. Главным образом, это зависит от источников финансирования и вообще от финансового состояния компании.

Радио «Свобода» (*включено в список иноагентов), к примеру, регулярно получает штрафы за неуказание своего статуса в материалах, однако оно входит в состав довольно крупного холдинга, что в значительной мере облегчает им их «иноагентскую» участь. Более того, это издание, будучи не слишком зависимым от российского рынка СМИ, в какой-то момент предпочли вообще штрафы не выплачивать.

Тогда же президент RFE/RL (радио «Свобода»(*включено в список иноагентов)) Джейми Флай заявил:

– RFE/RL не будет поставлено в положение, подрывающее свободу слова и журналистскую честность. Мы не позволим Роскомнадзору и Кремлю принимать редакционные решения о том, как мы взаимодействуем с нашей аудиторией в России.

Почти такой же путь выбрало и «Настоящее время» (*включено в список иноагентов). Пометки о том, что информация распространяется иностранным агентом, редакция просто не считает нужным ставить. Издание входит в довольно крупный холдинг, так что финансовое состояние позволяет им игнорировать выплату штрафов. Главным для них остается все же освещение событий.

– Наша задача – освещать новости, объективно и достоверно» – заявила директор телеканала «Настоящее Время» (*включено в список иноагентов) Дэйзи Синделар.

Что же касается «Медузы» (*включено в список иноагентов), то проблем может возникнуть намного больше. Главным средством финансирования все же являются рекламодатели, которые уже начинают активно прекращать сотрудничество. А финансовое состояние этого издания не так велико, чтобы продолжать работать в штатном режиме, выплачивая сотрудникам зарплату.

В «Медузе» (*включено в список иноагентов)ситуацию комментируют так:

– Мы всегда верили, что у нас получится построить медиа, которое может зарабатывать на рекламе и работать для читателей совершенно бесплатно. Ведь это особенно важно в стране, где запрос на честную информацию огромен, а независимых СМИ критически мало.

В издании объясняют, что расходы пришлось резко снизить, отказаться от офисов в Москве и Риге. Более того – практически отказаться от сотрудничества с внештатными авторами, а штатным – значительно урезать заработную плату. Очевидно, что при таком раскладе «Медуза» (*включено в список иноагентов) долго не протянет. Кроме того, большие затруднения появляются и с источниками информации – они начинают осторожничать в вопросе сотрудничества с иноагентом.

Положение подобных «Медузе» (*включено в список иноагентов) интернет-изданий сегодня действительно можно назвать критичным. Да, можно выбрать тактику «Свободы» и «Настоящего времени» (*оба издания включены в список иноагентов), но все зависит от величины финансовых ресурсов. Потому отказ от выполнения обязательств, которые накладывает статус иноагента и вовсе может повлечь за собой прекращение работы подобных изданий.

Никита Кривоклякин

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

поделиться

Добавить комментарий