Валерий Королёв: “Создание объединенных координационных структур государства и бизнеса стоит на повестке дня”

Губернатор Ростовской области Василий Голубев не так давно в очередной раз напомнил об идее создания макрорегиона «Донбасс» на территории Ростовской области, Донецкой и Луганской Народных Республик. Он заявил, что это будет «содружество регионов», направленное на опережающее социально-экономическое развитие.

О том, какие возможности открывает создание такого экономического объединения и о первых шагах, которые предстоит сделать на этом пути, рассказывает член Совета по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Торгово-промышленной палаты РФ, начальник управления инвестиций и инноваций ТПП Ростовской области Валерий Сергеевич КОРОЛЁВ.

– Валерий Сергеевич, какие экономические возможности появились после вхождения в состав России четырех новых областей?

– На Юге России всегда действовали мощные интеграционные силы. Экономические и производственные связи между соседними регионами были заложены очень давно – логикой размещения предприятий Советского Союза. Несмотря на то, что в девяностых годах многое было разрушено, здоровое ядро такой интеграции уцелело и возникшая необходимость в производственном обмене диктовала свои условия. Так появилось само понятие макрорегиона «Донбасс».

Начиная с 2010 года возможности взаимодействия приграничных районов России и Украины, идеология их развития обсуждались на самом высоком уровне. В этот процесс были включены как органы власти, так и предпринимательские круги, общественные организации, в том числе торгово-промышленные палаты Ростовской, Луганской и Донецкой областей.

Активные интеграционные процессы продолжались до 2014 года, после этого последовал спад, вызванный «майданом» и боевыми действиями на Донбассе. Из-за этого ряд предприятий из Луганской и Донецкой Народных Республик передислоцировались в Россию, прежде всего на территорию Ростовской области.

В качестве одного из таких примеров приведу Каменский завод транспортного машиностроения (ООО «КЗТМ»), бывшее луганское предприятие. Это образец передовой организации и культуры производства, гарантирующий высокое качество выпускаемой продукции. В целом большинство предприятий из регионов Донбасса отличаются высоким уровнем инженерно-производственных компетенций. Это было заложено еще с советских времен и трудовые коллективы сумели сохранить и пронести свои достижения через трудные времена.

В связи с принятием в состав Российской Федерации четырех новых регионов интеграционные возможности Ростовской области и Донбасса не просто возобновляются, расширяются, но и выходят на качественно новый уровень. Уверен, что в ближайшее время от потенциальных перспектив мы перейдем к практическому налаживанию долгосрочных производственных связей и реализации совместных инвестиционных проектов.

В этом процессе значительную роль играет Торгово-промышленная палата Ростовской области, которая участвует в информационном взаимодействии с коллегами из ТПП Донецкой и Луганской Народных Республик – субъектов РФ. В меньшей степени пока взаимодействуем с Запорожской и Херсонской областью. Причины понятны: там ведутся активные боевые действия и сегодня еще рано говорить о кооперации в промышленной сфере.

Сегодня наиболее продвинулось кооперационное взаимодействие донского региона с Луганщиной. На территории Ростовской области формируется Донской химический кластер, который в силу производственных и технологических причин будет тесно связан и интегрирован с предприятиями химического комплекса Луганской Народной Республики. Когда «Луганские полиметаллы» из Стаханова, северодонецкий «Азот», рубежанская «Заря», Алчевский коксохимический завод и другие производства смогут выстроить производственные цепочки с предприятиями в Ростовской области, мы получим мощный промышленный кластер на Юге России.

Это говорит о том, что процесс формирования макрорегиона «Донбасс» идет «де-факто». Уверен, что «де юре» он будет оформлен в ближайшем будущем. Это позволит нам эффективнее реализовывать инвестиционные проекты промышленного развития.

– Откуда ждать притока инвестиций в новый макрорегион? Будут ли это частные капиталовложения, государственное финансирование или частно-государственное партнерство?

– На мой взгляд, в деле восстановления промышленной инфраструктуры в целом будет преобладать государственное финансирование. Что касается отдельных предприятий, здесь возможно частно-государственное партнерство. Дело в том, что в рамках действующего российского законодательства есть возможность масштабно субсидировать лишь крупные промышленные и инфраструктурные проекты. Малый и средний бизнес должен ориентироваться пока скорее на свои возможности при локальной поддержке государства. В любом случае, инвестиции различного происхождения придут в новые российские регионы. Уверен, они благотворно подействуют на экономику «Донбасса», крупнейшую промышленную конгломерацию страны.

– Новое экономическое пространство — это пока что чистое поле, все приходится начинать с нуля?

– Разрозненные экономические связи существовали всегда, даже после 2014 года. Но сегодня этого недостаточно для полноценного сотрудничества по ряду причин.

Во-первых, эти связи бессистемные, они возникали и прерывались спонтанно. Во-вторых, они неустойчивые. В третьих, их можно назвать «серыми», поскольку в полной мере они не были подкреплены действующим законодательством и нормативным обеспечением. Причины понятны: до самого последнего времени юридически не было таких понятий как «ДНР» и «ЛНР» в российской юрисдикции.

Мы торговали с «регионами Донбасса», как субъектом Украины, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Именно поэтому сегодня нельзя говорить о налаженной системе и устойчивых кооперационных связях. Теперь, все иначе. Надо все выстраивать заново. Сегодня мы начинаем практически с чистого листа.

– Какова в этом процессе роль Торгово-промышленной палаты и Ассоциации Металлообрабатывающих Предприятий? Они являются просто торговыми площадками, или чем-то большим?

– Ответ на этот вопрос можно увидеть в истории возникновения Ассоциации Металлообрабатывающих Предприятий (АМП), которая насчитывает более пяти лет. Появление АМП – это во многом результат тесного взаимодействия инвестиционного блока ТПП Ростовской области с Григорием Константиновичем Ивановым, президентом Ассоциации, представлявшим ряд предпринимательских структур, в том числе, сообщество инвесторов Санкт-Петербурга.

За это время мы буквально в «ручном режиме» выстраивали прямые диалоги между предпринимателями Ростова и других регионов. Такая работа сыграла важную роль в деле создания и расширения Ассоциации Металлообрабатывающих Предприятий. Сегодня мы активно взаимодействуем в выработке стратегии и тактики развития Ассоциации. Соответственно, АМП использует статус и авторитет Торгово-промышленной палаты с тем, чтобы довести идеи, задачи и цели Ассоциации до максимально большего круга российских предприятий и предпринимателей. Я бы сказал, что это взаимодополняющие друг друга структуры.

– При партнерстве ТПП и АМП создается большая информационная платформа «МИР», которая объединяет множество разных организаций бизнеса, науки, управления. Какова необходимость этой платформы?

– Название «МИР» расшифровывается как «Межрегиональный Инжиниринговый Ресурс». Это результат сотрудничества Торгово-промышленной палаты с Ассоциацией Металлообрабатывающих Предприятий и другими структурами, качественное развитие промышленной кооперации на новом уровне. Заслуга Ассоциации в том, что она привлекает промышленные предприятия различных регионов страны демонстрацией преимуществ, которые дает производственная кооперация. Это разработка новых продуктов, внедрение передовых технологий и многое другое.

В условиях нарастающего санкционного давления жизнь ставит новые задачи. Это импортозамещение и разработка высокотехнологичной продукции. Промышленным компаниям необходимо концентрировать ресурсы при решении нестандартных инженерных, производственно-технологических задач. В советское время для этого в отраслях существовали специальные научно-исследовательские институты, опытно-производственные предприятия. Через эту базу новые разработки выходили на промышленное крупносерийное производство.

Сегодня эта система утрачена, а у нас нет таких структур, которые могли бы напрямую связать разработчика и промышленника. Сейчас это дело рук частных предпринимателей, частного бизнеса. Поэтому наиболее эффективно, на наш взгляд, объединить на одной площадке производственные ресурсы с возможностями исследовательских организаций, инжиниринговых компаний.

Мы понимаем, что силами одного предприятия сложно осуществить разработку и постановку в производство новой продукции. Поэтому, выполняя запросы нашего среднего и крупного бизнеса по решению нестандартных инженерных задач ТПП и АМП формируют электронную интегрированную платформу «МИР». Этот проект дает большие возможности, связывая науку, производство, инжиниринг для решения единой для всех задачи – повышения эффективности промышленного сектора отечественной экономики.

– Когда платформа «МИР» откроет свои возможности для отечественного бизнеса?

– Сейчас проводится рабочая отладка самого механизма платформы «МИР». Необходимо отстроить функционал, системы взаимодействия, интерфейс. До конца текущего года мы планируем отработать «МИР» в пилотном формате и после этого состоится представление платформы в широком предпринимательском сообществе. Уверен, что платформа «МИР» будет запущена на Национальном Форуме промышленной кооперации и инжиниринга, который пройдет в мае 2023 года в «ДонЭкспоцентре» под эгидой ТПП РФ. К этому времени мы сможем продемонстрировать участникам форума результаты пилотных проектов, реализованных с помощью платформы «МИР».

– Какие возможности открываются для российского бизнеса с введением международных санкций? Говорят, что уход с российских рынков сильных зарубежных игроков дает хорошие шансы для отечественных малых и средних предприятий.

– Всё гораздо сложнее. Понятно, что латентное противодействие развитию нашей экономики со стороны Запада началось задолго до начала специальной военной операции. Но 2022 год дал однозначный сигнал о том, что необходимо оперативно принимать комплекс мер мобилизационного характера внутри промышленности и всей российской экономики.

Первое направление, где мы максимально должны сконцентрироваться, это выпуск всего необходимого для решения целей и задач специальной военной операции, для победы на украинском театре военных действий. Основной посыл – все жизненно важное, все критически необходимое для обороноспособности и технологической независимости должно производиться в пределах Союзного государства Россия-Беларусь, а не за рубежом, даже ближнем. Это не только вооружение и спецтехника, элементная база и микроэлектроника, но и необходимое вещевое имущество и экипировка, защитные средства, изделия тактической медицины и т.д.

Вторая задача, возникающая в связи с этим, это максимальное использование потенциала гражданского сегмента экономики в производстве так называемой продукции «двойного» назначения. Надо радикально упростить для частных предприятий доступ к гособоронзаказу, мобилизационным заданиям, поставкам в Росрезерв с обеспечением государственным и проектным финансированием. Потенциал и компетенции коммерческих структур могут и должны быть использованы, чтобы принести наибольшую пользу там, где сегодня недостаточно производственных мощностей ОПК. Гражданская промышленность должна эффективно работать на нужды военных, оперативно реагируя на их запросы, создавая и производя передовую и востребованную продукцию.

На этом пути остается немало формальных бюрократических барьеров и устаревших нормативных требований. ТПП Ростовской области вместе с Ассоциацией активно продвигает законодательное закрепление масштабного государственного субсидирования создания и выпуска прототипов или клонов западных образцов критически важной продукции в рамках так называемого «реверс-инжиниринга». Это ровно то, чем на протяжении нескольких десятилетий занимался Китай. Теперь этим нужно заниматься и нам, так как на кону стоит вопрос выживания страны в условиях враждебного окружения.

При этом, решая тактические производственные задачи, важно не потерять из виду и ключевые стратегические направления технологического развития страны. Прежде всего, это обеспечение технологического суверенитета и завоевание мирового лидерства по тем технологическим нишам, в которых у нас исторически и фактически сложился перспективный научно-технический задел. На этом направлении должна быть максимально задействована адресная помощь государства, в том числе, высокотехнологическим частным компаниям. К примеру, это грантовая поддержка прорывных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в их завершающей стадии для создания материально-технической базы производственных комплексов полного инновационного цикла.

Необходимые средства господдержки должны быть направлены предприятиям частного сектора экономики, которые подтвердили высокий уровень инженерных, производственных, предпринимательских компетенций и обладают возможностью производить продукцию мирового уровня. На наш взгляд, такая работа является одной из ключевых задач обеспечения национальной безопасности России в долгосрочной перспективе.

ТПП Ростовской области и АМП подготовили проект Постановления Правительства Российской Федерации о создании центров технологического превосходства (ЦТП) и направили его в минпромторг России. В июне 2020 года вышло распоряжение № 1546, которое предусматривает, в том числе, формирование таких центров и их государственную поддержку. Однако, пока не принят соответствующий законодательный акт, закрепляющий правовой статус ЦТП как технологических лидеров российской экономики и механизм опережающего финансирования их ускоренного развития.

– Как сделать, чтобы представители государства лучше слышали предпринимателей? Значит ли это что бизнесмены и промышленники должны идти в большую политику?

– Успешная стратегия развития социально-ориентированного государства определяется активностью и зрелостью институтов гражданского общества, которые доносят ключевые запросы основной массы населения до органов власти для реализации их в виде базовых политик на долгосрочную перспективу. Одним из наиболее структурированных и деятельных сегментов российского общества, на мой взгляд, является предпринимательство, в его здоровой, принципиальной и патриотически настроенной части.

Оно обладает достаточным масштабом и разнообразием ресурсов: финансовых, материально-технических, управленческих, кадровых. Обладает высокой степенью стрессоустойчивости, работая в самых неблагоприятных условиях, выживая и принося практический результат для себя и общества.

Поэтому для государства, для общественных институтов и для населения в целом крайне важно, чтобы предпринимательское сообщество смогло в сложное для страны время очиститься, сплотиться и обеспечить совместно с государственными институтами власти устойчивость экономики и национальную безопасность. Социально ответственный бизнес может стать ключевым выразителем мнения основной массы населения, а также соисполнителем государственной политики, участвуя в разработке законопроектов, нормативно-распорядительных документов и их деятельной реализации.

Создание объединенных координационных структур государства и бизнеса на разных уровнях могло бы стать наряду с развитием общественного самоуправления территорий перспективной базой для совершенствования существующей модели общественно-политического управления страной.

Над этим стоит, как минимум, подумать и, может быть, развернуть общественную дискуссию. Пора понять, что государство сможет вытянуть целый воз накопившихся проблем только с опорой на ключевые социальные группы общества, ведущими среди которых уже в ближайшее время станут самоорганизованное предпринимательство и территориальное общественное самоуправление.

поделиться

Добавить комментарий